программа воспитания СЮТ

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ
Протокол №_____
от « » ____________ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО СЮТ
__________ В.Д. Макаров
приказ №
« » ____2021 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
на 2021-2022 учебный год

г. Красноуфимск, 2021
1

Введение
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» в каждом образовательном .учреждении должна быть разработана
рабочая Программа воспитания, реализация которой предусматривается с 1 сентября 2021 года.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы воспитания послужили:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3.
Концепция развития дополнительного образования детей.
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных
целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и
развития талантов;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма,гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации". (Ст. 2, п.9).
В дополнительном образовании воспитание неразделимо с образовательным процессом.
Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого вида
образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Единство учебно-воспитательного процесса определяется как целенаправленный процесс
воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных
программ. Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе
образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую направленность
2

воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность.
Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация плана мероприятий
воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательновоспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов
работы с детьми,т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного
образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым
обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает
целый ряд педагогических задач:
 помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное
место;
 выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
 формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
 способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании,
создает каждому «ситуацию успеха»;
 развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами
(выставками, выступлениями, презентациями и др.);
 формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению
профессионального анализа результатов совей работы;
 создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Основные критерии формирования и развития детского коллектива:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог
бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый
обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) активная поддержка и развитие в творческом объединении наставничества. Создание
воспитательной системы в образовательном учреждении способствует гуманизации отношений
в коллективе, формирует условия, позволяющие объединить детей и взрослых.
Основные задачи воспитательной работы:
 формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
 организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
 организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования обучающихся;
 приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям
и традициям;
 обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
 воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
 развитие воспитательного потенциала семьи;
 поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы в МАУ ДО
СЮТ:
Гражданско-патриотическое направленно на формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой
3

родине, формирование представленийо ценностях культурно-исторического наследия России,
уважительногоотношения к национальным героям и культурным представлениям российского
народа.
Духовно-нравственное формирует ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие,
проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов
России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании
характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
Спортивно-оздоровительное содействует здоровому образу жизни; ориентация на
целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических
качеств и способностей, оптимизация работоспособности и предупреждение заболеваемости.
Здоровьесберегающее формирует и развивает знания, даёт установку и личностные
ориентиры на соблюдение норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и
укрепления физического, психологического и социального здоровья (сознательное и
ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Трудовое формирует знания, представления о трудовой деятельности, выявляет
творческие способности обучающихся.
Интеллектуальное воспитание направлено на развитие кругозора и любознательности;
воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых
знаний, интерес к творческойдеятельности.
Социокультурное и медиакультурное воспитание формирует у обучающихся
представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие»,
«социальное партнерство», даёт понимание таким явлениям как «социальная агрессия»,
«межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Экологическое воспитание направленно на формирование экологической культуры
личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и внимательном
отношении людей к здоровью окружающей среды и человека.
Правовое воспитание формирует у обучающихся правую культуру, даёт представления
об основных правах и обязанностях, о принципах демократии,об уважении к правам человека и
свободе личности.
Воспитание семейных ценностей направлено на формирование ценностных
представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной
жизни.
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование
следующих составляющих поведения ребенка:
Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
 Культура организации своей деятельности;
 Уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
 Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее
результатов;
 Знание и выполнение профессионально-этических норм;
 Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры
(корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих
поведения ребенка:
 Коллективная ответственность;
 Умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
 Толерантность;
 Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
 Стремление к самореализации социально адекватными способами;
4

 Соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи,
культуры внешнего вида).
Функции педагога:
Воздействие на учащегося:
 изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения,его
интересов;
 программирование воспитательного воздействия;
 реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
 анализ эффективности индивидуальных воздействий.
Создание воспитывающей среды:
 сплочение коллектива;
 формирование благотворной эмоциональной обстановки; включение учащихся в
разнообразные виды деятельности;
 развитие детского самоуправления, наставничества.
Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
 консультативная помощь семье;
 нейтрализация негативных воздействий социума;
 взаимодействие с другими учреждениями.
Методы, средства и принципы воспитания
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и учащихся,
ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его
сознания и приемов поведения.
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания:
 методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
 методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
 методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и
поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания – это источник формирования личности. К ним относятся:
 различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
 вещи и предметы;
 произведения и явления духовной и материальной культуры;
 природа;
 конкретные мероприятия и формы работы.
Традиционные мероприятия:
 Дни открытых дверей;
 Праздничные программы;
 Выставки декоративно-прикладного творчества к праздничным дням и календарнотематическим мероприятиям;
 Фольклорные праздники;
 Организация флешмобов, квестов, участие в социальных акциях;
 Научно-практические конференции для школьников и многое другое.
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу,
выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы:
 Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с
этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества,
перспективами его развития, отвечать его потребностям.
5

 Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения,
вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности
организаций дополнительного образования с целью удовлетворения творческих потенций
подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
 Принцип самодеятельности как сущностное свойство личности, обеспечивает
высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе.
 Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов,
интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и
социальной среды детей, подростков и юношества. Дифференцированный подход
обеспечивает комфортное состояние каждого ребенка. Принцип учета возвратных и
индивидуальных особенностей детей учитывает необходимость знаний возрастных
особенностей обучающихся, а также индивидуальные различия детей в объединении, в
каждой конкретной учебной группе.
 Принцип систематичности и целенаправленности предполагает осуществление этой
деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и
взаимозависимости в работе.
 Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное
взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность
родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта.
 Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного
эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и
театрализации.
 Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью
к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии,
взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
 Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим
принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в
стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и
развивать это стремление.
 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим
принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных
межличностных отношениях.
 Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном
учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить
тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. В ходе воспитательного
процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в социуме, в их жизни
(в школе, на улице).
 Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включить
каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его
склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по
профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Типология форм работы
Эстафета – совместно-последовательная деятельность, где группы выступают,
действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.
Бой – соревнование между группами, в частности взаимообмен заданиями (классический
пример – КВН).
Хеппинг – одновременное взаимозависимое действие групп без зрителей. Примеры:
карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для
зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный
журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации
6

(актуальных проблем) в художественной форме.
Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений,возможно в сочетании с
хореографией, декламацией и другими номерами.
Просмотр кино-, видео-, телефильма – представление, обсуждение.
Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) –
представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в
чем-либо: спортивные командные игры,в искусстве, в познавательно-интеллектуальных играх.
Лекция (публичное выступление), фронтальная беседа (встреча с интересным
человеком) специально организованный диалог, в ходе котороговедущий руководит обменом
мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с
использованием игры.
Диспут, дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо
вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения «круглый
стол», «форум», «симпозиум».
Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы
демонстрируют какие-либо творческие/исследовательские проекты.
Ярмарка (народное гуляние) проведения которое может сопровождаться карнавалом,
игровых розыгрышей и аттракционов.
Представление в кругу – традиционное развлечение с соблюдениемритуалов: новогодняя
елка, пионерский костер и т.п.
Танцевальная программа (дискотека, шоу-программа) – развлечение, предполагающее
танцы, включающая соревновательность, называемый стартинейджер.
Вечер общения в импровизированном кафе –развлечение с чаепитием.
Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально
организованная предметно-практическая трудовая деятельность.
Ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач
взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго
заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Квест: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам,
общий сбор-финиш (подведение итогов).
Игра-путешествие или «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по
станциям», «игра-эстафета». Эта форма может служить средством отработки каких-либо
умений (организаторских, коммуникативных; решать изобретательские задачи и др.);
предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она
может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание»
воспитывающих ситуаций, организацииколлективного планирования деятельности коллектива.
Экскурсия – специально организованное передвижение участников сцелью демонстрации
им какой-либо экспозиции.
Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с
исследовательской целью.
Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованноепередвижение на
определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются
остановки (привалы). В результате похода происходит расширение кругозора его участников.
И наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию
пространства охваченного движением группы.
Парад – ритуальное передвижение участников (в зависимости от цели и значения
тематического мероприятия).
Марафон – мероприятие, предполагающее соревнование в какой-либо деятельности
(танцевальный, песенный, спортивный, игровой марафоны).
Социальные проекты –разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами,
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
7

направленности), ориентированные на социум.
Акция - патриотическая «Бессмертный полк»;экологическая акция «Чистый берег».
Кроме названных, могут использоваться: Ток-шоу; Фестиваль; Литературные и
музыкальные гостиные; Час мужества, литературные вечера, урок памяти; Устный журнал.
Планируемые результаты
Предметные:
 Совершенствование системы дополнительного образования, создание благоприятных
условий и возможностей для полноценного развития личности;
 Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней
образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
 Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических
технологий и методик воспитательной работы.
Личностные:
 Создание условий проявления и мотивации творческой активности обучающихся в
различных сферах социально значимой деятельности;
 Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
 Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья,
духовной безопасности личности.
Метапредметные:
 Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы
«социум – МАУ ДО СЮТ – семья».
 Повышение
профессионального мастерства педагогов дополнительного
образования и мотивация к самообразованию;
 Усиление роли семьи в воспитании детей.
Раздел 1. Особенности организации воспитательной деятельности
в МАУ ДО СЮТ
МАУ ДО СЮТ реализует модель воспитания детей в системе дополнительного
образования детей с использованием культурного наследия города Красноуфимска,
Красноуфимского района, Свердловской области, традиций народов Российской Федерации,
направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.
Особенность воспитательной деятельности МАУ ДО СЮТ основывается на:
 программы развития МАУ ДО СЮТ
 воспитательной миссии, традициях учреждения;
 специфике образовательной деятельности (направленности);
 связях с социальными партнёрами (музейные, творческие, бизнес пространства,
социокультурные проекты и т.д.)
 новых образовательных ресурсах, в том числе дистанционных.
Актуальность программы. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.
к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений,
среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др.
Дополнительное образование детей не система психолого-педагогической и социальной
коррекции отклоняющегосяповедения детей и подростков. Роль дополнительного образования
в укреплении воспитательной составляющей, это особая образовательнаясфера которая имеет
собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с
обучающимися.
Воспитательный процесс в МАУ ДО СЮТ основывается на специфике дополнительного
образования:
- деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции
основного и дополнительного образования (не подлежит регулированию ФГОС);
8

- дополнительное образование детей как институт взросления и развития функциональной
грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и
сопровождения личностных результатов обучающихся;
- особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия
их талантов;
- возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из
интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности;
- участия в занятиях основываются на принципах на принципах добровольности;
- разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности
образовательных программ;
- осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
- реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
- деятельность учреждений дополнительного образования позволяет реализовывать
разнообразные программы, рассчитанные на разные категории детей (творчески одаренные
дети, дети с девиантным поведением, с ОВЗ и т.д.)
Раздел 2. Цель и задачи воспитания.
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор
деятельности ребенком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений,
склонностей и способствующий его развитию, сомореализации, самоопределению и
социокультурной адаптации. Оно обладает особенным потенциалом. Этот потенциал состоит в
возможности обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностно-значимым,
социально-культурным ценностям через участие в различных видах созидательной
деятельности, самоактуализации как способа воплощения собственных индивидуальных
творческих интересов, а также саморазвития и личностного роста в социальных и культурнозначимых сферах жизнедеятельности общества.
Основой воспитательного процесса в МАУ ДО СЮТ является национальный
воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) и специфика дополнительного образования,
Цель воспитания в МАУ ДО СЮТ: создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребёнка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнёрские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Задачи воспитательной программы.
Предметные:
- содействие в организации единого образовательного пространства, разумно
сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих и
спортивных объединений различной направленности;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
9

способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции.
Личностные:
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов
поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни,
здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности,
развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного
осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем
профессиональной деятельности.
Метапредметные:
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений
обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам
воспитания учащихся.
- совершенствование системы воспитательной работы, используя современные
инновационные технологии в дополнительном образовании.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии
обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания, проявляющиеся:
- в освоении обучающимися социальных знаний, которые общество выработало на основе
общественных ценностей, в том числе о современных сферах человеческой деятельности (то
есть, в освоении социально значимых знаний и приобретении опыта социального
взаимодействия, направленных на формирование гражданской идентичности, патриотизма,
гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общения);
- в формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального) в разных
сферах человеческой жизни посредством участия в экономических, социокультурных,
профессиональных пробах;
- в овладении учащимися способами саморазвития и сомореализации в современном мире,
в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих
основным направлениям стратегии социально – экономического развития страны, актуальным
вызовам будущего.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:

формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования (коммуникация и кооперация);

обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
 содействие формированию активной гражданской позиции;

воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
2.
работа с родителями:
 организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
10

(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
 содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность
объединения, клуба (организация и проведение открытыхзанятий для родителей, тематических
и концертных мероприятий, походов в течение года);
 оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
1. «Учебное занятие»
Учебное занятие отражает специфику т потенциал системы дополнительного
образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из совокупности
которых складывается весь образовательный процесс в МАУ ДО СЮТ. В занятии проецируется
новое качество образования, его эффективность и результативность, программная и
технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как лабораторию, где
происходит развитие личности ребенка, его социализации, где совершенствуется
профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают
равноправными субъектами образовательного процесса.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает создание
условий для развития для развития познавательной активности учащихся, их творческой
самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями учащихся.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по дополнительным
общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и
творчеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
 демонстрация детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
 подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
 применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и взаимодействия с
другими детьми;
 включение в занятия игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
 включение проектных технологий, позволяющих учащимся приобрести навык
генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного решения проблемы,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения и т.д.
 применение ролевого подхода к созданию организационной структуры детского
творческого коллектива, поддержка формирований различных функциональных мини-групп;
 включение в образовательный процесс технологий самодиагностики, рефлексии,
позволяющих ребёнку освоить навык выражения личностного отношения к различным
явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
 актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел и т.д.) в процессе реализации
ДООП;
 организация игровых учебных пространств;
 обновление содержания совместной творческой деятельности педагоги и учащихся;
 разработка современного образовательного и воспитательного контента;
 содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ;
 проектирование дискуссионных образовательных пространств;
 организация и педагогическая поддержка социально-значимой деятельности и
социальных проб учащихся;
11

 формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.) образовательных
детско - взрослых сообществ;
 организация и педагогическая поддержка просветительской, исследовательской,
поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной деятельности учащихся, направленной
на освоение социальных знаний, формирование позитивного отношения к общественным
ценностям, приобретения опыта социально-значимых дел.
2. «Детское объединение»
В МАУ ДО СЮТ деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и
разновозрастных детских творческих объединениях и клубных объединениях.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным
общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и
творчеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями государственной
образовательной политики, особенностями региональной образовательной и культурной
политики, интересами, памятными событиями, традициями, государственными и народными
праздниками, деятельностью МАУ ДО СЮТ.
Возможные формы воспитательной работы:
1) коллективные формы: тематические концерты, спектакли, литературно-музыкальные
композиции, ярмарки, праздники, балы, фестивали, митинги, парады, акции, шоу,
флешмобы, батлы.
2) групповые формы:
а) досуговые, развлекательные: таматические вечера, салоны, гостинные;
б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные
игры;
в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки,
экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы и т.д.;
3) индивидуальные формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство и т.д.
3. «Воспитательная среда»
Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых
разворачивается воспитательный процесс с которыми вступают во взаимодействие включенные
в него люди.
Структура воспитательной среды:
 воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ:
учебно-методические разработки педагогов по вопросам воспитания;
 духовный или субъектный компонент – сложившиеся в учреждении отношения,
ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов, родителей;
 предметно-материальный компонент учреждения.
Воспитательная среда должна как можно больше соответствовать запросам и интересам
обучающихся, быть средой личностного роста, душевного комфорта и социальной
защищенности для участников образовательного процесса.
Спецификой осуществления воспитательного процесса в МАУ ДО СЮТ является
создание особой воспитательной среды, которая задаёт нравственные нормы и
интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и её достижений;
среды, в которой ребёнок учится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими
людьми, получает опыт социально-значимой коллективной творческой деятельности.
Основой организации воспитательного процесса в МАУ ДО СЮТ является совместная
деятельность педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта
решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения
окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования
12

детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно-полезные практики,
создание новых возможностей для использования получаемых знаний.
Задача: создавать воспитательное пространство возможностей для приобретения опыта
социального взаимодействия и продуктивной деятельности, личного самоопределения.
Виды, формы, содержание деятельности.
Виды и формы деятельности делятся на два блока:
1.
Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное
взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные
творческие праздники, коллективные творческие игры. Они эмоционально и ценностно
привлекательны для ребят и представляют возможность каждому внеси свой личный вклад в
общее дело, позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах
деятельности. Всё это создает творческую природу, особую природу социального творчества,
когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.
2.
Формы прямого открытого воспитательного воздействия – воспитательные
мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно формирует какое-либо
общественно-значимое нравственно обусловленное свойство личности или конкретное мнение
(например, проектная и исследовательская деятельность).
Воспитание в МАУ ДО СЮТ строится как целенаправленно организованная деятельность
детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной средой и формирующая у
них систему ценностных отношений.
В воспитательном процессе МАУ ДО СЮТ большую роль играют традиции, сложившиеся
в детских творческих объединениях и учреждении – традиции чести и красоты коллектива;
традиции, позволяющие продолжать и углублять освоение содержания ДООП, устанавливать,
развивать, усложнять позитивные воспитательные отношения. Рождение и закрепление
традиций, их поддержание может быть реализовано во внешних формах (эмблема, форма,
символы и ритуалы жизни), так и в событийных (традиционные дела к определённым датам и
событиям жизни коллектива и учреждения).
4. Работа с родителями.
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в Российской
Федерации, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость
для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнёрства
образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как
потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнёр.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является
необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития
ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение
обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с
родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и
родителей. Создание союза: педагог – дети – родители – один из актуальных вопросов на
сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и МАУ ДО СЮТ для более
эффективного достижения цели воспитания, оказать методическую помощь в организации
взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, повысить уровень
коммуникативной компетентности родителей в контексте семейного общения, исходя из
ответственности за детей и их социализацию.
Виды, формы и содержание деятельности.
Содержание деятельности.
1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности,
приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики.
13

2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе
преемственности учреждений дополнительного образования.
3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению
процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.
4. Получение теоретических и практических знаний, обоснований собственных
умозаключений путём изучения научной и методической литературы и создание наилучших
возможностей для взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.
5. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы
(поддержание партнёрских связей и развитие взаимодействия с другими социальными
институтами).
Возможные формы:
На групповом уровне:
 Семейные клубы, представляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
 Родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в МАУ ДО СЮТ;
 организация на базе МАУ ДО СЮТ семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и учреждения;
 организация на базе МАУ ДО СЮТ совместной познавательной, трудовой, культурнодосуговой деятельности, направленной на сплочение семьи;
 Родительские виртуальные форумы, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребёнка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной
направленности;
 индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
5. Наставничество и тьюторство.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнёрстве наставника и наставляемого.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки,
компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, система
занятий, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение). Скорость и
продуктивность усвоения нового обусловлены непосредственной передачей живого опыта от
человека к человеку, доверительными партнёрскими отношениями.
Потенциал наставничества проявляется в:
 улучшении показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности наставляемого;
 подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, содействии его профессиональному самоопределению;
 раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала обучающегося,
поддержке формирования и реализации его индивидуальной образовательной траектории;
 обучении наставляемого эффективным формам и методам индивидуального развития и
работы в коллективе;
 формировании у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.
Задача: реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как
основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и
самореализации на пользу людям.
14

Наставничество и тьюторство тесно взаимосвязаны. Тьюторство в образовании часто
рассматривается как закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку
достичь значимых результатов и скорректировать развитие. В данном случае речь идет не об
отдельной должности тьютор, а об особой педагогической позиции – тьютор.
Тьюторство – это способ организации процесса обучения, проявляющийся в особым
образом организованном проведении учебных занятий, ориентированных на личностное
развитие обучающихся и выступлении педагога в роли сопровождающего учебного процесса, а
обучающегося в роли его подопечного.
Основные задачи тьюторского сопровождения:
 выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося;
 использование актуальных и современных образовательных ресурсов, необходимых для
разработки индивидуальной образовательной программы;
 работа с образовательным заказом, поступающим от семьи обучающегося;
формирование у обучающегося учебной и образовательной рефлексии.
 Тьюторское сопровождение может осуществляться только на основе совместной с
учащимися деятельности по определению интересов, возможностей, постановке целей,
интеграции для её достижения различных ресурсов образования, а в итоге – в процессе
управления образовательной деятельностью, освоением способов развития способностей,
формированием определённых качеств. Сопровождаемые – одарённые дети различного
возрастного уровня, дети с особыми образовательными потребностями.
Виды, формы и содержание деятельности.
Модель наставничества в МАУ ДО СЮТ предусматривает независимо от форм
наставничества две основные роли: наставляемый и наставник. В роли наставника могут
выступать: педагоги и иные должностные лица МАУ ДО СЮТ, родители обучающихся
(родитель не может быть наставником для своего ребёнка), сотрудники промышленных и иных
предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм
собственности, студенты, выпускники, обучающиеся МАУ ДО СЮТ.
Для организации наставничества необходимо:
 сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых.
Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у
наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как
наставничество – это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоционально
окрашенные отношения;
 создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в
наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и
результативными для обеих сторон;
 сформулировать цели на ближайший период работы.
Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:
 участия в совместных конкурсах и проектных работах;
 участия в конкурсах и олимпиадах;
 совместных походов на спортивные и культурные мероприятия;
 создания продукта;
 выездных мероприятий;
 экскурсий в место обучения, место работы наставника;
 совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории
наставляемого и др.
Формы тьюторского сопровождения:
 индивидуальная тьюторская беседа (консультация);
 групповые тьюторские консультации;
 учебный тьюторский семинар (тьюториал) – активное групповое обучение, которое
направлено на развитие у обучающихся коммуникативных, мыслительных и рефлекторных
15

способностей. чаще всего это открытое занятие, которое организуется с использованием
интерактивных методов обучения.
 тренинг;
 образовательное событие и др.
Технологии тьюторского сопровождения:
 проектирование;
 технология портфолио;
 проведение дебатов;
 творческая мастерская;
 развитие критического мышления;
 игровые технологии;
 вопросно-ответные технологии.
Тьюторское сопровождение не является обязательным для всех. Оно предполагает работу
с мотивированными детьми, стремящимися к самостоятельной деятельности – сопровождать
можно только идущего.
Содержание деятельности:
 установление партнёрских отношений;
 изучение необходимого и достаточного информационного поля об устройстве
образовательного пространства;
 поддержка процессов самоопределения и самореализации обучающегося;
 корректировка самоопределения обучающегося;
 повышение образовательной мотивации обучающегося;
 активация творческой инициативы обучающегося и др.
6. Профилактика.
Профилактическая работа – один из значимых пунктов работы каждого педагога в рамках
воспитательной деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит
профилактическую работу в своих детских объединениях.
Задача – формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и
способности к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную
социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды.
Виды, формы и содержание деятельности.
В целях профилактики в МАУ ДО СЮТ:
- разработаны и реализуются ДООП туристско-краеведческой направленности, которые
могут препятствовать асоциальному поведению подростков;
- обучающиеся привлекаются к участию в конкурсах, соревнованиях, фестивалях,
олимпиадах, тем самым создаётся ситуация успеха, возможность самоутвердиться, повысить
личностную самооценку;
- реализуются мероприятия на основе сетевого взаимодействия с МЧС России, отделом
МВД России в направлениях: «Школа безопасности», «Юный спасатель», «ДЮП», «ЮИД».
Содержание деятельности:
 изучение тем, включенных в ДООП о здоровом образе жизни: гигиена туриста, здоровое
питание, оздоровительное значение туризма, профилактика травматизма и инфекционных
заболеваний;
 изучение вопросов пожарной, дорожной, информационной безопасности;
 правовое просвещение;
 организация различных
мероприятий, направленных на решение задач
профилактической работы.
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательного процесса,
организуемого в МАУ ДО СЮТ.
16

Самоанализ осуществляется ежегодно силами педагогического коллектива МАУ ДО
СЮТ с привлечением (по необходимости) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим
образовательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
 принцип разделённой ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие – это
результат как социального воспитания (в котором МАУ ДО СЮТ участвует наряду с другими
социальными институтами) так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в МАУ
ДО СЮТ:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся МАУ ДО СЮТ.
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно
взятом объединении. Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в ДООП,
реализуемой в детском объединении.
2. Состояние организуемой в МАУ ДО СЮТ совместной деятельности детей и взрослых.
Проводится анализ наличия в МАУ ДО СЮТ интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Показателями, организуемой в МАУ ДО СЮТ совместной деятельности детей и взрослых
являются:
 системность воспитательной деятельности (наличие общих ключевых мероприятий,
традиции МАУ ДО СЮТ и т.д.);
 координация всех звеньев воспитательной системы;
 наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей
оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся;
 открытость воспитательного и преобразовательного процессов в МАУ ДО СЮТ
общественности (наличие медиапространства, социального партнёрства, организация
социально значимой деятельности);
 освещение деятельности МАУ ДО СЮТ учащимися детских объединений;
 соответствие личностно развивающего потенциала занятий в рамках реализации ДООП
воспитательной миссии и традициям учреждения;
 наличие детских общественных объединений, детско-взрослых сообществ в МАУ ДО
СЮТ и их активность;
 наличие форм работы по самоопределению и профориентации обучающихся;
 вовлечённость семьи в воспитательный процесс МАУ ДО СЮТ, наличие мероприятий с
участием семьи;
 наличие предметно-эстетических зон в УДО (оформление и эстетика общих и учебных
помещений) и др.
Итог самоанализа: фиксация результатов, выявление проблем над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, корректировка действий для получения последующих
желаемых результатов.
17

Управление контроля воспитательной работой
Основные параметры
Контроль за
воспитательным процессом

Критерии
1.
Всестороннее
изучение
и
анализ
воспитательного процесса, координация работы в
соответствии споставленными задачами.
2.
Выявление результатов педагогической
деятельности,
положительных
и
отрицательных
тенденций в организации воспитательного процесса,
корректировка и устранению негативных тенденций.,
трансляция (распространение)педагогического опыта.
3.
Осуществление контроля над исполнением
законодательства в области воспитания, выявление
случаев нарушений и неисполнения законодательных и
иных нормативно-правовых, локальных актов, принятие
мер по их пресечению.
4.
Оказание методической помощи педагогам в
процессе контроля.

Мониторинг
1.
Сбор, обработка, хранение информации о
воспитательнойдеятельности состоянии и динамике показателей качества воспитания.
2.
Отслеживание динамики воспитательного
процесса для управления качеством воспитания.
3.
Динамика
устойчивого
развития
воспитательной системы на уровне образовательного
учреждения.
Методическая работа

1.
Активное включение педагогов в научнометодическую
и
инновационную
практическую
деятельность в рамках реализации программы воспитания.
2.
Внедрение в педагогическую практику
современных методик и педагогических технологий.
3.
Формирование единых принципиальных
подходов к воспитанию и социализации личности.
4.
Изучение, обобщение и использование в
практике передового педагогического опыта работы
педагогов.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».