Муниципальное автономное учреяодение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ Протокол № 2 от «^/» 2021 г. Дополнительная общеобразовательная программа туристско - краеведческой направленности «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Возраст обучающихся: 7-18 лет Срок реализации: от 2 до 4 лет Мешерякова Наталья Михайловна, методист, высшая квалификационная категория г. Красноуфимск, 2021 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Наименование раздела 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность Актуальность Страницы 3 3 • Цель Задачи 3 5 ‘ 5 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 5 Адресат программы 5 Условия набора в детские объединения 6 Условия формирования групп 6 Количество детей в группе 6 Срок освоения программы 6 Режим занятий 8 Формы обучения 9 Виды занятий 9 Уровневость программы 9 Аннотированный список ДООП, реализуемых МАУ ДО СЮТ в 2021-2022 учебном году Планируемые результаты 9 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20 Пространственно-временные условия Материально-техническое обеспечение • 20 20 Кадровое обеспечение 20 Методические материалы 20 4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 24 Приложение 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 26 Приложение 2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 29 Приложение 3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 32 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА зицы 2 Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» имеет туристскокраеведческую направленность. Актуальность Для многих детей, МАУ ДО СЮТ - это место, где можно получить не только знания, но и практические умения и навыки. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов >и тревожного состояния. МАУ ДО СЮТ - элемент социума ГО Красноуфимск, который призван выполнять муниципальный заказ по социализации детей и способствовать социальной защите личности, ее социальному формированию и развитию (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, оздоровления, изучению ребёнком природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения; киберзависимости, приобщению к трудовым и прикладным навыкам. Нормативно правовой и документальной основой дополнительной общеобразовательной программы «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» (далее - программы) являются:: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242, - Приказ Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06. 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID - 19)»», «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № -136-д), - Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУ ДО СЮТ, - Устав МАУ ДО СЮТ. Дополнительная общеразвивающая программа «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО 3 И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям детей и социума ГО Красноуфимск в целом. Данная программа обеспечивает психологический комфорт, личностную значимость обучающихся, дает шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, предоставляет им возможности творческого развития по силам, интересам, в индивидуальном темпе, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. Это дает возможность каждому получать самые различные ориентации в системе социальных и духовных ценностей, в системе отношений с действительностью. Данная программа предоставляет ребенку максимум возможностей развития его потенциальных способностей с учетом его интересов и желаний, получение допрофессионального образования, оказывающее огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Становясь участниками детско-взрослых образовательных сообществ, ребенок получает широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни. В силу специфики туристско-краеведческой деятельности в дополнительной общеобразовательной программе «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» появляется особая возможность содействия личностному самоопределению школьников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни. Краеведение и туризм - два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Данная программа обеспечивает: • формирование российской гражданской идентичности обучающихся; • единство образовательного пространства Российской Федерации; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; • доступность получения качественного образования; • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Таким образом обеспечивается преемственность, интеграция общего и дополнительного образования. Настоящая программа, позволяетрешать следующие задачи: • формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Программа ориентирована на становление личностных характеристик обучающихся: • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Целью работы по настоящей программе является воспитание гражданина России в качестве гармонично развитой личности, равно способной к физическому и умственному труду, адаптированной к современным ей условиям существования и способной адаптироваться в будущем при изменении этих условий. Цель включает: • обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровьяучащихся; • профессиональное самоопределение учащихся; • личностное развитие учащихся; • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; • формирование общей культуры учащихся. Задачи: Обучающие: • овладение умением пользоваться специальным туристским снаряжением в различныхусловиях совершения туристского путешествия. • овладение методами исследовательской деятельности на базе подготовки и совершения походов и экспедиций. • Овладение умением применения навыков организации спортивных походов и туристско-краеведческих экспедиций в различных условиях проведения путешествий и условий материального обеспечения. • содействие в профессиональном самоопределении учащихся Развивающие: • создание условий для развития коммуникативных контактов обучающихся на межличностном, межкультурном уровнях. Воспитательные: • идеологическое воспитание; • профилактика детской безнадзорности и правонарушений; • профилактика асоциального поведения детей и молодежи. содействие в гражданском самоопределении учащихся. В процессе реализации программы идёт развитие коммуникативных навыков обучающихся, расширение активного словаря, развитие двигательных качеств (что особенно важно для обучающихся младшего школьного возраста), организуется мотивированное межпредметное взаимодействие. Программа актуализирует и развивает знания, умения и навыки обучающихся, полученные обучающимися в ходе изучения образовательных программ учебных предметов русский язык, математика, география, история, биология, физическая культура, физика, химия, трудовое обучение, ОБЖ. В ходе реализации программы актуализируются предметные и метапредметные знания, умения и навыки, приобретаемые в школе. 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ Адресат программы По программе могут заниматься обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет включительно, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. $ Условия набора в детские объединения Принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний, на основании заявления в соответствии с локальными актами МАУ ДО СЮТ. Условия формирования групп Группы формируются одновозрастные и разновозрастные; допускается дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения на основе собеседования и в соответствии с локальными актами МАУ ДО СЮТ. (Учебный план в Приложении 1) Количество детей в группе До 15 человек - в первый и второй годы обучения; до 10 человек - в третий и последующие. Срок освоения программы Начальная туристская подготовка включает ДООП стартового (ознакомительного) и базового уровней. Нормативная продолжительность обучения по ДООП стартового или базового уровней - 4 года. Как правило, обучающиеся приступают к занятиям по программам с первого года обучения. В исключительных случаях, по результатам собеседования, предоставленных документов или сдачи контрольных нормативов, обучающийся может быть зачислен на программу 2 или 3 годов обучения Учитывая преемственность ДООП стартового, базового и продвинутого уровней, обучение в СЮТ может происходить на протяжении 12 лет. Таким образом маршрут обучающегося в МАУ ДО СЮТ может быть построен следующим образом: • «Мир вокруг нас» - «Школа туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Мир вокруг нас» - «Основы туризма и краеведения» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Мир вокруг нас» - «Юные инструкторы туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Мир вокруг нас» - «Основы спортивного туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Мир вокруг нас» - «Следопыт» - «Палеотуризм» (12 лет) • «Мир вокруг нас» - «Школа туризма» (8 лет) • «Мир вокруг нас» - «Основы туризма и краеведения» (8 лет) • «Мир вокруг нас» - «Юные инструкторы туризма» (8 лет) • «Мир вокруг нас» - «Основы спортивного туризма» (8 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Школа туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Основы туризма и краеведения» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Юные инструкторы туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Следопыт» - «Палеотуризм» (12 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Основы спортивного туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (10 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Школа туризма» (8 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Основы туризма и краеведения» (8 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Юные инструкторы туризма» (8 лет) • «Юный турист - изучаю родной край» - «Следопыт» (8 лет) • «Школа туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (6 лет) • «Основы туризма и краеведения» - «Юные судьи туристских соревнований» (6 лет) • «Юные инструкторы туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (6 лет) • «Следопыт» - «Палеотуризм» (8 лет) • «Основы спортивного туризма» - «Юные судьи туристских соревнований» (6 лет) Курс «начальная туристская подготовка» является инвариантным курсом в процессе занятий туризмом. Основной задачей обучения по этому курсу является формирование у обучающихся навыков, позволяющих совершать однодневные и многодневные путешествия в условиях природной среды и участвовать в соревнованиях по спортивному туризму 1 класса. Набор обучающихся на программы «Мир вокруг нас» и «Юный турист - изучаю родной край» происходит, как правило, на основе классов общеобразовательных учреждений города. В ходе освоения этих программ, обучающие знакомятся с природными и историческими достопримечательностями Красноуфимска, узнают его историю и приобретают базовые туристские навыки, знакомятся с картой и компасом. Набор обучающихся на программы: «Щкола туризма», «Основы спортивного туризма», «Основы туризма и краеведения», «Следопыт» и «Юные инструкторы туризма» происходит либо переводом с программ стартового уровня, либо свободным набором. Опыт показывает, что за один год и за один набор обучающихся такое объединение не всегда удается создать. После первого года занятий в объединениях обучающихся, практикующих активные формы туристско-краеведческой деятельности, происходит неизбежный отсев, и возникает необходимость провести донабор. Поэтому на втором году занятий по курсу начальной подготовки программа первого года практически повторяется, с увеличением количества часов, отведенных на курс, и усложнением изучаемого материала. Вновь набранные обучающиеся вливаются в «основной состав» объединения, благодаря дифференцированному подходу педагога, уделяющему большее внимание отстающим учащимся, многократно повторяя действия, вызывающие затруднения. После того, как задача создания объединения решена, у каждого объединения обучающихся появляются возможности для освоения специализации по направлениям программы. Постепенное усложнение программы происходит в следующих направлениях: 1. Выбор специализации занятий по направлению программ (маршруты, дистанции, геология и т.д.). 2. Повышение сложности мероприятий в условиях природной среды (степенные и категорийные походы, соревнования по виду спорта «спортивный туризм»). 3. Увеличение дальности и продолжительности путешествий. 4. Увеличение степени самостоятельности обучающихся на протяжении всего туристско-краеведческого цикла. 5. Введение в образовательную составляющую компонентов исследовательской деятельности (затем исследовательских работ). В целях развития адаптивных способностей обучающихся практикуется создание временных учебных, тренировочных и экспедиционно-походных объединений. Кроме этого, обучающийся, при согласии проводящего занятия педагога, может посещать занятия других объединений, в списке которых он не значится (или посещать занятия другого педагога). Ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время его присутствия на занятии другого объединения несет допустивший его на занятие педагог. Образовательная программа, реализуя туристско-краеведческий вид деятельности, расширяет сферы осваиваемых обучающимися социальных ролей, помогает в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростков. Туристско-краеведческая деятельность помогает профессиональному самоопределению молодежи. Молодой человек, выходя на рынок труда, сталкивается с борьбой за рабочее место. Перечень профессий, которые предлагаются во многих школах, не всегда является привлекательным для обучающихся, а также не всегда востребован на современном рынке труда. Решение профориентационных проблем обусловлено социальнымзаказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в профильных учреждениях дополнительного образования организуется работа по профессиональной ориентации обучающихся, создаются условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями. Этому способствует специфика туристской деятельности в маршруте: четкая организация работы, распределение должностей, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений и ответственность за них. В процессе освоения образовательной программы повышается способность к адаптации в социальной среде путем смены функциональных социальных ролей в объединении (штурман, фотограф, хронометрист, краевед, ответственный за заготовку дров, за постановку шатра, дежурный по кухне, костровой, эколог и т.д.). Овладение специальными туристскими знаниями, навыками и умениями могут быть соотнесены с профессиональными навыками и умениями специалистов, занятых на следующих видах работ: работа инструктора по разным видам туризма; работа спортивного тренера (рафтинг, спортивный туризм); полевая экспедиционная деятельность; деятельность поисково-спасательных формирований МЧС РФ; деятельность полевых воинских подразделений специального назначения; работа в промышленном альпинизме; работа рыболовецких, строительных и других бригад. Режим занятий Программы стартового уровня рассчитаны на 1-2 часа в неделю (36 - 72 часа в год), базового - 4 часа в неделю (144 часа в год), продвинутого - 4-6 часов в неделю (144 - 180 часов в год). Особенностью организации образовательного процесса, основывающегося на туристско-краеведческой деятельности, и данной программы в том числе, является неравномерное распределение продолжительности занятий по дням и неделям. Гибкая система планирования, введенная А.А. Остапцом-Свешниковым (Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985), была и остается до настоящего времени инновацией, позволяющей педагогу, не отходя от нормативных требований, регулировать образовательный процесс в зависимости от погодных, климатических, природных, психологических, кадровых и других условий, позволяет вносить необходимые коррективы в содержание образовательного процесса и оперативно реагировать на запросы практики. Варианты расписания при 1 часе в неделю: 1. Еженедельно (по расписанию): 1 час теории или практики в кабинете. 2. Педагог суммирует по 1 часу в неделю за 4 недели (в месяц) = 4 часа. Эти 4 часа педагог реализует 1 раз в месяц в форме занятия в условиях природной среды (экскурсия, учебное занятие на местности). Варианты расписания при 2 часах в неделю: 1. Еженедельно (по расписанию): 2 часа теории или практики в кабинете или на улице. Занятия могут назначаться как 1 раз в неделю - 2 часа, так и 2 раза в неделю по 1 часу. 2. Еженедельно (по расписанию): 1 час теории или практики в кабинете или на улице. Оставшийся 1 час в неделю педагог суммирует за 4 недели (в месяц) = 4 часа. Эти 4 часа педагог реализует 1 раз в месяц в форме занятия в условиях природной среды (экскурсия, учебное занятие на местности). Варианты расписания при 4 часах в неделю: 1. Еженедельно (по расписанию): 4 часа теории или практики в кабинете или на улице. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 2. Еженедельно (по расписанию): 2 час теории или практики в кабинете или на улице. Оставшиеся 2 часа в неделю педагог суммирует за 4 недели (в месяц) = 8 часов. Эти 8 часов педагог реализует 1 раз в месяц в форме занятия в условиях природной среды (однодневный поход), либо 1 раз в 2 месяца (двухдневный поход). Аналогично раскладываются на варианты и другие недельные нагрузки. Конкретное количество часов и распределение нагрузки по учебным неделям и в каникулярное время осуществляется в процессе составления и согласования педагогом расписания занятий объединения. Основываясь на утвержденных локальными актами ДООП, педагоги дополнительного образования составляют календарно-тематические планы для каждого объединения обучающихся в соответствии с ДООП. (Календарный учебный график в Приложении 2) Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) включают: учебные планы, перечни итоговых (аттестационных) мероприятий (контрольных выездов, походов и экспедиций), а также календарные графики, пояснительную записку, план воспитательной работы. ДООП рассматриваются на педагогическом совете, утверждаются директором МАУ ДО СЮТ и вступают в силу с сентября нового учебного года. По взаимной договоренности педагога и администрации в ДООП могут вноситься не только аттестационные, но и обучающие массовые туристскокраеведческие мероприятия. ДООП могут корректироваться в течение года в силу появления обстоятельств, отсутствовавших на момент первоначального написания. Коррекция ДООП осуществляется педагогом - руководителем объединения обучающихся и согласовывается с администрацией МАУ ДО СЮТ. Формы обучения: очная, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: теоретические учебные занятия, практические учебные занятия, туристские прогулки, туристские вечера, туристские соревнования, туристские конкурсы, туристские слеты, смотры, экскурсии и экскурсионные поездки, общая физическая подготовка, однодневные туристские выезды, походы выходного дня, многодневные походы, соревнования по спортивному ориентированию, туристско-краеведческие, поисково-собирательные работы, экспедиционная работа в маршрутных ц стационарных экспедициях. Основная и комплексная форма туристско-краеведческой деятельности туристский маршрут (поход). Сложность туристского маршрута зависит от опыта и возраста участников (учащихся объединения). В пределах учебной нагрузки возможна организация работы микрогрупп, организация индивидуальных занятий и консультаций. Уровневость программы: разноуровневая. На стартовом (ознакомительном) уровне обучающимся предлагаются следующие ДООП: • «Мир вокруг нас» для обучающихся 7-12 лет - занятия 1 или 2 часа в неделю; • «Юный турист - изучаю родной край» для обучающихся 7-12 лет - занятия 2 часа в неделю ДООП базового уровня (начальная туристская подготовка): • «Школа туризма» для обучающихся 11-15 лет - 4 часа в неделю • «Основы спортивного туризма» 8-18 лет - 4 часа в неделю • «Основы туризма и краеведения» 11-15 лет - 4 часа в неделю • «Следопыт» 7-15 лет - 4 часа в неделю • «Юные инструкторы туризма» 10-18 лет - 4 часа в неделю Прохождение начальной туристской подготовки занимает от четырех до восьми лет в зависимости от возраста обучающихся и условий материально-кадрового обеспечения образовательного процесса. По окончании прохождения начальной туристской подготовки обучающиеся выбирают специализацию занятий туризмом на следующих годах обучения. ДООП продвинутого уровня: • «Юные судьи туристских соревнований» 12-18 лет - 6 часов в неделю • «Палеотуризм» 12-18 лет - 4 часа в неделю. Аннотированный список дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализ;уемых МАУ ДО СЮТ в 2021-2022 учебном году Возраст обучающихся/ № Срок Цель, задачи ДООП п.п. реализации/ и основные направления программы Количество часов в неделю программы стартового (ознакомительного уровня) Цель программы: формирование у обучающихся оптимального уровня навыков в 7-10 лет/ «Мир вокруг области туризма и краеведения, а также 1 4 года/ нас» формирование культуры здорового и безопасного 1 час в неделю образа жизни средствами туристскокраеведческой деятельности. • 2 «Мир вокруг нас» 7-10 лет/ 4 года/ 2 часа в неделю Задачи программы: формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки; - изучение основ топографии и ориентирования; развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся; - развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях; - развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью; - усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья; - формирование уважения к истории и культуре родного края; - воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы. Основные направления программы: 1. Вводное занятие. Нормы и правила поведения обучающихся в детских объединениях МАУ ДО СЮТ Основы техники безопасности. . 2. Топография и ориентирование. 3. Основы гигиены и первая помощь. 4. Основы туристской подготовки. 5. Личное и групповое туристское снаряжение. 6. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе. 7. Краеведение. 8. Общая физическая подготовка. 9. Специальная физическая подготовка. 10. Участие в соревнованиях. 11. Сдача контрольных нормативов. • Цель программы: формирование у обучающихся оптимального уровня навыков в области туризма и краеведения, а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами туристскокраеведческой деятельности. Задачи программы: формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки; - изучение основ топографии и ориентирования; развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся; - развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях; 3 Юный турист изучаю родной край 7-10 лет/ 4 года/ 2 часа в неделю - развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью; - усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья; - формирование уважения к истории и культуре родного края; воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы. Основные направления программы: 1. Вводное занятие. Нормы и правила поведения обучающихся в детских объединениях МАУ ДО СЮТ Основы техники безопасности. 2. Топография и ориентирование. 3. Основы гигиены и первая помощь. 4. Основы туристской подготовки. 5. Личное и групповое туристское снаряжение. 6. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе. 7. Краеведение. 8. Общая физическая подготовка. 9. Специальная физическая подготовка. 10. Участие в соревнованиях. 11. Сдача контрольных нормативов. Цель программы: формирование у обучающихся первоначальных туристических навыков, их общефизическое развитие средствами туристско-краеведческой деятельности. Задачи программы: - формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки; - изучение основ топографии и ориентирования; развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся; - развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях; - развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью; - усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья; - формирование уважения к истории и культуре родного края; - воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — ■ 4 «Следопыт» туристской походной группы. Основные направления: 1. Правила поведения юных путешественникоЕ 2. Наше здоровье в наших руках. 3. Азбука краеведения. 4. Азбука туристско-бытовых навыков. 5. Азбука туристского ориентирования. 6. Азбука путешественника. программы базового уровня Цель программы: формирование туристско • краеведческих навыков и умений обучающихся Задачи программы: Образовательные: - сформировать знания по истории, культу традициям Урала и города Красноуфимска; - сформировать знания, умения и навь пешеходного туризма, организации быта походах; сформировать знания приемов техни безопасности; - сформировать знания, умения, навыки краеведению, топографии, различи! направлениям в туризме, ориентировани основам медицинских знаний и оказанию перв медицинской помощи; сформировать знания по основ: палеонтологии,геологии; - сформировать навыки и умения, отвечающ основным требованиям техники безопасное человека в природе; - сформировать знания автономного выживан в природной среде; 7-15 лет/ - сформировать навыки адаптации к жизни 4 года/ 4 часа в неделю обществе и профессиональной ориентации. Развивающие: развить познавательные потребност стремление знать, как можно больше о родне крае; -развить творческие, организаторсю способности, инициативу, самостоятельност нравственную культуру; -развить практические навыки по туризм ориентированию, технике безопасности, основа медицинских знаний и оказанию первс медицинской помощи. Воспитательные: -воспитать нравственность, патриотизм бережное отношение к природном; историческому наследию родного края; -воспитать устойчивый интерес систематическим занятиям пешеходны туризмом, потребность в здоровом образе жизни воспитать чувство товариществ; взаимовыручки, наставничество, уважение труду. Основные направления: 5 «Юные инструкторы туризма» 10-18 лет/ 4 года/ 4 часа в неделю 6 «Основы спортивного туризма» 7-18 лет/ 4 года/ 4 часа в неделю 1. Модуль: «Туристская подготовка». 2. Модуль: «Краеведение». 3. Физическая подготовка. Цель программы: формирование у обучающихся туристских навыков. Задачи программы: 1. Познакомить обучающихся с основами туризма и краеведения. 2. Привить навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях природного характера, укрепить стратегию самостоятельности, инициативности, коммуникативных свойств личности, способной адаптироваться к жизни в социуме. 3. Сформировать экологически-грамотное поведение и бережное отношение к природе Урала. 4. Воспитать у детей мотивацию здорового образа жизни, противостоящую вредным привычкам и зависимостям. 5. Развить лидерские качества личности. 6. Успешно социализировать личность ребёнка с учётом творческих способностей и духовно нравственной устойчивости. Основные направления: 1. Основы туристской подготовки. 2. Топография и ориентирование. 3. Краеведение. 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 5. Начальная инструкторская подготовка. 6.Обеспечение безопасности в походе. 7.Общая и специальная физическая подготовка. 8.Инструкторская подготовка. Цель программы: развитие физических способностей детей, формирование у обучающихся навыков по спортивному туризму. Задачи программы: Обучающие задачи: - обучить основам техники спортивного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, на экскурсиях; - обучить основам техники спортивного туризма. Развивающие задачи: - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - расширять знания об окружающем мире; - укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; способствовать развитию спортивных достижений обучающихся; - развивать лидерские качества отдельных обучающихся и умение строить отношения взаимоуважения и сотрудничества в группе. Воспитывающие задачи: » 7 «Основы туризма и краеведения» 11-15 лет/ 4 года/ 4 часа в неделю - воспитывать любовь к природе и места родного края; формировать умение видеть красот окружающего мира; -способствовать развитию коллектива в групп! созданию обстановки доброжелательност1 психологического комфорта, удовлетворенш потребности обучающихся в общении; - приобщать к здоровому образу жизни; - воспитывать потребность в здоровом образ жизни. Основные направления: 1. Общественно-полезная и природоохранная работа туристов. 2. Основы гигиены и первая помощь. 3. Основы туристской подготовки. 4. Топография и ориентирование. 5. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе. 6. Краеведение. 7. Общая физическая подготовка. 8. Специальная физическая подготовка. 9. Участие в соревнованиях. Цель программы: формирование у обучающихся основных навыков по туризму и краеведению. Задачи: Обучающие: - обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, на экскурсиях; - расширить знания покбж, географии, биологии, экологии, полученные в начальной школе Развивающие: - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - расширять знания об окружающем мире; - укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; Воспитывающие: - воспитывать гордость за «малую родину» на примерах природы родного края; -способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности обучающихся в общении; формировать умение видеть красоту окружающего мира; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Основные направления: 1. Основы туристской подготовки 2. Спортивное туристское многоборье 3. Основы гигиены и первая помощь 4. Топография и ориентирование - 8 «Школа туризма» 9 «Палеотуризм» 5. Краеведение 6. Общая и специальная физическая подготовка 7 Общественно-полезная и природоохранная работа туристов Цель программы: формирование у обучающихся навыков по туризму и краеведению. Задачи: Обучающие задачи: - обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, на экскурсиях; - обучить основам техники спортивного туризма; - расширение знаний по географии, биологии, экологии, обж, полученных в средней школе; Развивающие задачи: - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - расширять знания об окружающем мире; - укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; способствовать развитию спортивных достижений обучающихся; - развивать лидерские качества отдельных 10-15 лет/ обучающихся и умение строить отношения 4 года/ взаимоуважения и сотрудничества в группе. 4 часа в неделю Воспитывающие задачи: - воспитывать гордость за «малую родину» на примерах природы родного края; -способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки Доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности обучающихся в общении; формировать умение видеть красоту окружающего мира; - приобщать к здоровому образу жизни; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Основные направления: 1. Основы туристской подготовки 2. Основы спортивного туризма 3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 4. Топография и ориентирование 5. Краеведение 6. Общая и специальная физическая подготовка 7 Общественно-полезная и природоохранная работа туристов программы углубленного уровня Цель программы: развитие научноисследовательских навыков и умений обучающихся посредством, их личных 11-18 лет/ практических наблюдений. 4 года/ 4 часа в неделю Задачи программы: Обучающие: • формирование практических навыков и умений 10 «Юные судьи туристских соревнований» 12-18 лет/ 2 года/ 6 часов в неделю научной и исследовательской деятельности; • формирование навыков и умений оформления научных коллекций и музейных экспозиций. Развивающие: • развитие внимательности и наблюдательности; • развитие зрительной памяти и воображения; • развитие научного подхода к изучаемой теме; • развитие исследовательских способностей. Воспитательные: • воспитание дисциплины; • • формирование активной жизненной позиции, патриотизма, любви и бережному отношению к природе и экологии родного края; • воспитание общей культуры и нравственной личности обучающихся, приобщение к существующим общественным ценностями исторически-культурному наследию. Основные направления: 1. Модуль «Палеонтология». 2. Модуль «Туристская подготовка». 3. Модуль «Физическая подготовка». Цель программы: подготовка квалифицированных кадров для судейской деятельности в группам дисциплин «дистанция» и «маршрут» по виду спорта «спортивный туризм». Задачи программы: - обучить основам судейской деятельности соревнований по виду спорта «Спортивный туризм», техники безопасности, организации соревнований; - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - расширять знания об окружающем мире; - укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; - способствовать развитию спортивных достижений обучающихся; - развивать лидерские качества отдельных обучающихся и умение строить отношения взаимоуважения и сотрудничества в группе; - воспитывать любовь к природе и местам родного края; -способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности обучающихся в общении; - приобщать к здоровому образу жизни; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Основные направления: 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма). 2. Топография и ориентирование. 3. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. - Обеспечение безопасности. 4. Общая и специальная физическая подготовка. 5. Начальная судейская подготовка. 6. Судейская подготовка. Планируемые результаты Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в объединении, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять. В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» обучающиеся овладевают, полезными для них знаниями, умениями и навыками; достигают максимально доступного уровня жизненной компетенции; осваивают формы социального поведения; оказываются способными реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций. Познавательные компетенции: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающую долгую сохранность творческой деятельности; • понимание туризма как средства физической культуры по организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек; • специальные туристские знания, навыки и умения, овладение которыми предполагает определенный уровень развития сложных физических и интеллектуальных способностей. Они могут быть соотнесены с профессиональными навыками и умениями специалистов, занятых на следующих видах работ: работа инструктора по разным видам туризма; работа спортивного тренера (рафтинг, спортивный туризм); полевая ’экспедиционная деятельность; деятельность поисково-спасательных формирований МЧС РФ; деятельность полевых воинских подразделений специального назначения; работа в промышленном альпинизме; работа рыболовецких, строительныхи других бригад и артелей. Компетенции личностного самосовершенствования: • бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; • проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, уважительное отношение к окружающему миру; • проявление осознанной дисциплинированности, умение отвечать за результаты собственной деятельности. Социально-трудовые компетенции: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; • рациональное планирование учебной деятельности; • проявление адекватного (социально-одобряемого) поведения; Коммуникативные компетенции: • овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения; • находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в активной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Приобретаемый опыт проявляется в практический деятельности: учебно-тренировочных занятиях, контрольных выездных мероприятиях, соревнованиях, походах. Предметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций. Познавательные компетенции: • знания по истории и географии родного края; • знания основных видов туризма, их цели и задачи; • знания основных положений судейства соревнований по виду спорта «Спортивный туризм»; • знания организации спортивных походов и туристско-краеведческих экспедиций в различных условиях проведения путеществий и условий материального обеспечения; • знания правил пользования специальным туристским снаряжением в различных условиях совершения туристского путешествия; • знания методов исследовательской деятельности. Компетенции личностного совершенствования: • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к партнерам и соперникам; • способность соблюдать правила. Социально-трудовые компетенции: • способность выполнять учебно-тренировочные задания и упражнения по технической, тактической и физической подготовке; • способность к адаптации в социальной среде путем смены функциональных социальных ролей в объединении (штурман, фотограф, хронометрист, краевед, ответственный за заготовку дров, за постановку шатра, дежурный по кухне, костровой, эколог и т.д.) • способность организовывать учебно-тренировочные занятия в качестве помощника руководителя. Коммуникативные компетенции: • способность осуществлять судейство соревнований по виду спорта «Спортивный туризм». Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах и свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения данной программы. Эти качества и свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям туризмом, а также в умении применять приобретенные качества в жизни. Личностные результаты способствуют развитию следующих компетенций: Познавательные компетенции: • владение знаниями об индивидуальных особенностях развития и физической подготовленности в соответствии с возрастными нормами; • владение знаниями о способах профилактики заболеваний; • владение знаниями о восстановительных средствах и мероприятиях после физической нагрузки; • владение знаниями по оказанию первой доврачебной помощи. Компетенции личностного самосовершенствования: • способность управлять своими эмоциями; • хорошая физическая форма, желание поддерживать ее в дальнейшей жизни; • владение морально-волевыми навыками (преодоления трудностей) и применение их; • владение навыками выживания в экстремальных и близких к экстремальным условиях. Социально-трудовые компетенции: • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное соотношение труда и отдыха; • умение собирать и упаковывать снаряжение, организовывать и обустраивать быт в полевых условиях, соблюдать правила техники безопасности; • умение содержать в порядке инвентарь, оборудование, одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и контрольным мероприятиям. Коммуникативные компетенции: • владение умением анализировать результаты участия в контрольных мероприятиях; • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. на новый учебный год. 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Пространственно-временные условия: Занятия объединений учащихся проводятся: • в помещениях и на территории МАУ ДО СЮТ; • в специализированных спортивных залах школ города (по договору о сотрудничестве); • в музеях и на улицах Красноуфимска; • в окрестностях Красноуфимска (Красноуфимском районе); • в условиях природной среды на территории Свердловской области во время однодневных и учебных походов; • в условиях природной среды районов совершения многодневных пеших, лыжных, горных и водных путешествий и спортивных учебно-тренировочных сборов. Материально-техническое обеспечение: Основной учебной базой для проведения теоретических занятий является кабинет, спортзал. Для проведения практических занятий необходимы спортивная площадка, наличие туристского оборудования для походов и экспедиций, индивидуальное и групповое туристское снаряжение. 1. Веревка основная (диаметром 10 мм), петли прусика (диаметром 6 мм), 2. Система страховочная (грудная обвязка, беседка), 3. Карабины с автоматически закручивающейся муфтой, 4. Блокировочная веревка (диаметром 10 мм) 5. Жумар, устройство для спуска по вертикальным перилам типа «восьмерка», 6. Компас жидкостный для ориентирования, 7. Костровое оборудование, 8. Каны (котлы) туристские, 9. Спальники, 10. Палатка туристская походная, 11. Коврик, 12. Рюкзак, 13. Топор походный. Кадровое обеспечение: Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика", соответствующую переподготовку без предъявления требований к стажу работы, инструкторскую квалификацию по направлению «Инструктор детско-юношеского туризма». Методические материалы: Методологическую основу программы составили: концепция о культурно исторической обусловленности развития (Л.С. Выготский); положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Б.Г. Ананьев, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элькошш и др.); концептуальные положения о коррекционно-развивающем обучении (Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Ж.И. Шиф и др.); концепция туристско- краеведческой деятельности учащихся (А.А. Останец-Свешников). В основу работы по программе положены: • классический принцип технологии циклов туристско-краеведческой деятельности, впервые в полностью проработанном виде представленный А.А. ОстапцомСвешниковым (Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985); • инновационный принцип гибкого планирования содержания и форм организации образовательного процесса туристско-краеведческой направленности, позволяющий учесть все особенности дополнительного образования, отличающие его от основного образования, апробированный А.А. Остапцом-Свешниковым (Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985). С целью эффективного использования образовательного потенциала ТКД в программе используется методика (предложенная и апробированная А. А. Остапцом), в основе которой: • усложняющаяся спираль освоения школьниками окружающего мира (в походах, экскурсиях, путешествиях, экспедициях, туристских играх); • система туристско-краеведческих должностей, овладение которыми индивидуальнаятраектория личностного развития подростка; • цикловая организация деятельности объединения; • самоуправленческие начала в сочетании с педагогическим руководством взрослого. Методика как способ реализации потенциала ТКД включает следующие важные компоненты: трансформацию общих целей Программы в конкретные задачи деятельности детского объединения, общего дела, традиционных форм работы; обоснование возможностей конкретных форм детского туризма и прогнозирования многозначности их воспитательных воздействий, определение способов эффективной реализации этих возможностей с учетом опыта, возраста детей, реальных условий, уровня развития объединения-коллектива; целесообразную инструментовку организации деятельности (способы, средства, методы включения каждого в активную деятельность, продумывание системы стимулов творческого, положительного отношения к деятельности, раскрытие привлекательности, значимости результатов общественных и личных, продумывание «ступеней роста» воспитанника в овладении новыми знаниями, умениями, освоении новой позиции); обеспечение развития первичного детского коллектива и каждого его члена в коллективной ТКД деятельности [9]. В основу образовательного процесса положена технология проектной деятельности. Особенностями организации образовательного процесса являются: Использование технологии циклов ТКД (название введено А.А. ОстапцомСвешниковым (Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985). «Цикловое - поэтапное» программирование образовательной деятельности с корректировкой программы деятельности туристского объединения учащихся по личностным результатам воспитанников; педагогическая рефлексия образовательной результативности программы, цикла - один из важнейших аспектов организации образовательной деятельности данной программы. Образовательный процесс состоит из'циклов: планирование туристского мероприятия - подготовка туристского мероприятия - проведение туристского мероприятия - подведение итогов туристского мероприятия (анализ и подготовка отчета) - представление результатов туристского мероприятия (цикл замыкается). Планирование и представление результатов - это начало и конец цикла, при этом на этапе подведения итогов уже начинается планирование следующего мероприятия. Каждый цикл включает в себя все виды деятельности: познавательную (учебную), поисковую, трудовую, спортивную, игровую, общественно полезную, самоуправленческую, участие в которых позволяет ребенку развивать личностные индивидуальные качества через активное познание окружающего мира, людей и самого себя. «Верщиной» цикла является коллективное творческое дело: путешествие, тематическая прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, слет - активные практические традиционные формы туристско-краеведческой деятельности, при проведении которых воспитательные задачи решаются комплексно, а соответственно, оказывают наиболее результативное влияние на личность ребенка и взрослого. Каждый цикл является проектом. В каждый цикл могут входить отдельные меньшие циклы (проекты). Например, при подготовке туристского мероприятия распределяются должности (каждый обучающийся объединения в процессе обучения по программе должен освоить поочередно все должности). Смена функциональных социальных ролей в объединении (штурман, фотограф, хронометрист, краевед, ответственный за заготовку дров, за постановку шатра, дежурный по кухне, костровой, эколог и т.д.) подчиняется такому же алгоритму: планирование - подготовка - проведение - подведение итогов (анализ и подготовка отчета) - представление результатов/обсуждение (цикл замыкается). Таким образом, данный цикл является мини проектом обучающегося. Небольшие образовательные циклы могут быть включены в более обширные проекты. Усложняющаяся спираль освоения школьниками образовательной программы и, следовательно, окружающего мира. На каждом следующем году обучения обучающиеся изучают такие же разделы и блоки, что и на предыдущем, но с постепенным уменьшением теоретических часов и увеличением практических, а так же с усложнением программного материала и изучением дополнительной специфики детского объединения в зависимости от выбранного образовательного маршрута. Методические особенности: • При организации и проведении всех видов физических упражнений, практических выездов, походов, игр, педагог должен контролировать всех обучающихся. • При организации спортивно-оздоровительных мероприятий для обучающихся важным вопросом является обеспечение безопасности. • Педагог должен контролировать понимание ребёнком заданий и инструкций до их выполнения. Содержательные особенности: • Занятия по программе могут быть теоретическими и практическими. Теоретические и практические занятия проводятся в аудиториях, в спортивных помещениях, в условиях природной среды (в однодневных и многодневных походах, экспедиционных и учебно тренировочных выездах). В течение учебного года теоретические занятия проводятся преимущественно в помещениях, практические - в спортзалах и в условиях природной среды. В периоды школьных каникул в условиях природной среды могут проводиться не только практические, но и теоретические занятия. Обучение основывается на следующих принципах обучения: личностно ориентированного подхода, природосообразности, вариативности, практической направленности, культуросообразности, свободы выбора решения и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и ответственности, систематичности, последовательности и наглядности в обучении. Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии, технология педагогического сотрудничества и другие. Методы обучения: - словесные (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ); - наглядные (беседа и рассказ сопровождается компьютерными презентациями, демонстрацией наглядного материала, в т.ч.просмотр видеофильмов, иллюстраций); - репродуктивные (выполнение задания по образцу). практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и историческое ориентирование, походы выходного дня и пр) Организационно-педагогические принципы реализации программы: 1. Обеспечение безопасности всех форм образовательного процесса. 2. Организация образовательного процесса в системе занятий и итоговых мероприятий (учебно-тренировочных занятий, массовых контрольных мероприятий, спортивных походов и экспедиций), обеспечивающих психическое и физическое развитие обучающихся, обретение ими общегражданских и специальных навыков в процессе туристско-краеведческой деятельности. 3. Организация образовательного процесса в системе занятий и итоговых мероприятий (конкурсов, конференций, и т.д.), обеспечивающих обретение обучающимися ключевых компетенций туристско-краеведческой деятельности и общегражданских ключевых компетенций. 4. Организация образовательного процесса в системе занятий и итоговых мероприятий, обеспечивающих профессиональную ориентацию обучающихся в области туризма и экспедиционных наук. 5. Организация образовательного процесса в системе подготовки и проведения досуговых мероприятий (вечеров, праздников, театральных инсценировок по темам, близким туристско-краеведческой деятельности). 6. Профессиональная кооперация педагогов, создание временных учебных, соревновательных и походных (экспедиционных) объединений обучающихся с целью предоставления обучающимся возможностей выбора специализированных образовательных маршрутов и общего повышения эффективности многолетнего образовательного процесса в объединениях. Организационно-массовые принципы обеспечения программы: Предусмотренная программой кооперация педагогов позволяет им проводить массовые мероприятия клубных объединений обучающихся. Кроме этого педагоги и обучающиеся МАУ ДО СЮТ активно используют календарь муниципальных массовых контрольных мероприятий, проводимых МАУ ДО СЮТ. Выбор тех или иных мероприятий для участия обуславливается предпочтениями тех или иных обучающихся, педагогов и объединений обучающихся. Объединение обучающихся может принять участие в том или ином массовом контрольном мероприятии, даже если ДООП, по которой занимается данное объединение на подразумевает изучение данного направления туристско-краеведческой деятельности. Примерный календарный план мероприятий, проводимых МАУ ДО СЮТ в Приложении 3. Психолого-педагогические принципы реализации программы'. 1. преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию программы по годам обучения; 2. учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; 3. формирование и развитие педагогической компетентности педагогических работников; 4. вариативность направлений педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и средесверстников; поддержка самоуправления);. 5. диверсификацию уровней педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень объединения учащихся, уровень Учреждения); 6. вариативность форм педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа). Гибкая система дополнительного образования позволяет подходить к обучению дифференцированно, в зависимости от потребностей обучающихся, их желания и способностей. В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование обучающихся, на создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы сотворчества, сотрудничества, комфортного психологического климата. Основные слагаемые комфортного психологического климата: 1. Чёткая организация занятий (когда каждый обучающийся занят интересной деятельностью). 2. Похвала за любой маленький и большой успех. 3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с обучающимися. 4. Товарищеские и дружеские отношения между обучающимися. Инструкции: Занятия объединений обучающихся проводятся в соответствии с ДООП и нормативными документами, регламентирующими деятельность МАУ ДО СЮТ (Уставом МАУ ДО СЮТ, Правилами трудового распорядка) и инструкциями: - по охране труда и т.д.). - по технике безопасности; - по пожарной безопасности; - по электробезопасности; - по правилам дорожного движения. 23 4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал - опросник). Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: - наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе работы (оценочный материал - лист наблюдения); - анализ продуктов деятельности (оценочный материал - карта анализа продуктов деятельности); - контрольное задание на выполнение практической работы (оценочный материал экспертный лист). Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Цель промежуточной аттестации: выявление уровня сформированных знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, уровня развития личностных качеств обучающегося в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Промежуточная аттестация обучающихся строится на принципах научности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики деятельности детского творческого объединения и конкретного периода обучения. Формы промежуточной аттестации обучающихся -теоретическая подготовка по программе и практическая часть (уровень освоения практических навыков жизнеобеспечения в природной среде, в том числе через участие в соревнованиях по технике и тактике туризма, ориентированию, походах). Оценочный материал - протокол контрольного занятия. На основании протоколов соревнований по туристской технике присваиваются разряды. Цель итоговой аттестации обучающихся: оценка качества образования в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Показатели оценки результатов обучения по программе: - теоретическая подготовка обучающихся по программе (теоретические знания по основным темам учебного плана программы); - практическая подготовка обучающихся по программе (практические умения и навыки по основным темам учебного плана, предусмотренные программой); - общеучебные умения и навыки обучающихся по программе (учебно- интеллектуальные умения, учебно-организационные умения); - предметные достижения обучающихся; - участие в образовательном процессе. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны контрольно - измерительные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: - опросник для проведения входного контроля; - экспертные листы; - протокол контрольного занятия; - лист наблюдения. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг. Согласно Положению о системе поощрения в детском туризме (ФГБОУ ДО ФЦДЮТИК от 30.05.2018г), обучающиеся, выполнившие соответствующие нормативы, могут быть представлены к награждению тематическими значками «Юный путешественник России 19 степени», «Юный турист России». 25 Приложение 1 Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» на 2021-2022 учебный год г.Красноуфимск, 2021 г. Пояснительная записка к Учебному плану Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Содержание учебной и воспитательной деятельности в МАУ ДО СЮТ соответствует основным направлениям федеральной и региональной политики в области дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, интересам обучающихся, социальному заказу общества и родителей. Стратегия образовательной деятельности направлена на создание условий для развития личности, способной к социализации в современном обществе, для разностороннего физического развития детей, удовлетворения их интересов, самообразования и творчества, труда, профессионального самоопределения, разумного содержательного отдыха. Образовательный процесс обеспечивает обучающимся свободу выбора вида деятельности с учетом собственных интересов и склонностей на основе преемственности, вариативности, интегрированности. Образовательный процесс ориентируется на социальные, практико-ориентированные и здоровьесберегающие педагогические технологии, поэтому, активно развивается система социального партнерства и взаимодействия с различными образовательными учреждениями, организациями, учреждениями, административными органами, общественными движениями. Учебный план МАУ ДО СЮТ разработан в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196) • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №09-3242) • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. N 28) • Устав МАУ ДО СЮТ Учебный план является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса МАУ ДО СЮТ и нацелен на: - организацию учебного, тренировочного, методического и воспитательного процессов, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, осуществление разносторонней физической и специальной туристской подготовки, формирование и развитие творческих способностей обучающихся; а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Учебный план отражает туристско-краеведческую направленность деятельности МАУ ДО СЮТ. Содержание программ разрабатывается с учетом современных социально - экономических особенностей, состояния здоровья, образовательных и познавательных потребностей детей города Красноуфимска. Содержание программ дополнительного образования учитывает психолого физиологические особенности детей разных возрастных групп. 27 Учебный план Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» на 2021 - 2022 учебный год Программа Срок реализации «Мир вокруг нас - 1» 4 года «Мир вокруг нас - 2» 4 года «Следопыт» 4 года «Палеотуризм» «Юные судьи туристских соревнований» «Юные инструкторы туризма» «Школа туризма» «Основы туризма и краеведения» «Основы спортивного туризма» 4 года Количество часов в неделю по Возрастная Год программе категория обучения на 1 учебную группу Муниципальное задание Количест во групп Итого часов в неделю 11 2 3 2 16 6 6 16 4 4 6 год год год год год год год год год год год 7-8 лет 8-9 лет 9-10лет 10-11 лет 7-8 лет 8-9 лет 9-10лет 7-10 лет 10 -12 лет 12-15 лет 14-18 лет 1 1 1 1 2 2 2 4 4 4 6 11 2 3 2 8 3 3 4 1 1 1 1 год 3 год 11-13 лет 13-15 лет 4 4 4 3 1 год 11-13 лет 4 7 1 год 11-12 лет 4 1 4 1 год 9-18 лет 4 3 12 2 2 2 1 3 4 2 6 8 1 2 3 4 1 2 3 1 2 1 2 • 4 года 4года 4 года 4 года 16 4 • 28 4 года • ПФДО «Юный изучаю край» турист: родной 4 года 1 год 2 год 3 год 7-8 лет 8-9 лет 10-11 лет Приложение 2 Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И f Календарный учебный график МАУДО'^^^^ на 2021 - 2022 учебный год Календарный учебный график МАУ ДО СЮТ на 2021/2022 учебный год является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса. Нормативную базу календарного учебного графика образовательного учреждения составляют: - Федеральный закон «Об образовании в Российской _ Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Устав МАУ ДО СЮТ, утвержденный Приказом МО Управление образованием городского округа Красноуфимск от 23.12.2019 №233. При необходимости допускается осуществление образовательной деятельности по ДООП с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1. Начало учебного года - 01.09.2021. 2. Окончание учебного года - 31.05.2022. 3. Начало учебных занятий - 10:00 4. Окончание учебных занятий - 19:00 5. Сменность учебных занятий - 1 смена 6. Режим учебных занятий - 6 дневная учебная неделя (с вторника по воскресенье) в соответствии с расписанием занятий объединений на текущий учебный год. 7. Выходной (не учебный) день - понедельник 8. Продолжительность учебных занятий для обучающихся - 45 минут. 9. Учебные периоды и их продолжительность учебные продолжительность окончание начало периоды 31.12.2021 16 недель 01.09.2021 I полугодие II 20 недель 10.01.2022 31.05.2022 полугодие Учебный 36 недель 01.09.2021 31.05.2022 год • - с 01.09.2021 по 5.09.2021 организационные дни для групп первого года обучения. 10. Дополнительные выходные (не учебные) дни, связанные с государственными праздничными днями: - 4 ноября 2021г. (четверг) - День народного единства - 1,2,3,4,5,6,8 января 2022 г. (неделя с субботы по субботу) - Новогодние каникулы - 7 января 2022 г. (пятница) - Рождество Христово - 23 февраля (вторник) - День защитника Отечества - 6 марта (воскресенье) - перенос с 03.01.2022 (с понедельника) - 8 марта (вторник) - Международный женский день - 1 мая (воскресенье) - Праздник Весны и Труда - 3 мая (вторник) - перенос с 09.05.2022 (с понедельника) - 9 мая (понедельник) - День Победы (перенос на 03.05.2022) * В связи со спецификой работы, связанной с организацией досуга детей и подростков во внеурочное время, выходной день может использоваться для выездов детей и их участие в соревнованиях, походах, слетах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д. (пункт 5.9. Правил внутреннего трудового распорядка) 11. Проведение промежуточной аттестации: с 21.12.2021 по 26.12.2021. 12. Проведение итоговой аттестации: с 17.05.2022 по 23.05.2022. 13. В учебные и каникулярные периоды педагогические работники осуществляют учебную и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (в редакции от 02.06.2019г.) Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Календарный учебный график на 2021 - 2022 учебный год Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Пн Вт Ср Hl Пх ВС Ноябрь 2021 Пн Вт Ср Hl П1 1 2 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 16 18 19 20 21 22 23 25 26 27 28 29 30 3 10 17 24 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Вс Приложение 3 Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМАЧ4 ЭКСКУРСИЙ» ~ А УТВЕРЖДАЮ:•А //° | Директор МАУ ДО С ___ В.Д. Макаров Приказ №7 П от 06.07.2021г. /К Календарный план мероприятий МАУДО СЮТ на 2021 - 2022 учебный год ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ № п/п Наименование мероприятий Сроки проведения 1. Слёт активистов школьных музеев сентябрь 2. Слёт юных экологов (совместно с МАУ ДО СЮН) сентябрь 3. 4. Межмуниципальные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях. «Дистанция - пешеходная» (номер-код 0840091811Я). Не спортивное массовое мероприятие «НеМайская прогулка» сентябрь Место проведения по назначению б/о «Экспресс» по назначению сентябрь по назначению б/о «Экспресс» 5. 6. Туристский слёт работников народного образования ГО Красноуфимск Туриада образовательных организаций ГО Красноуфимск «КРАСНОУФИМСКАЯ ОСЕНЬ» октябрь октябрь 7. Муниципальное мероприятие «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ» октябрь 8. Межмуниципальные соревнования по спортивному ориентированию «КРАСНОУФИМСКИЙ АЗИМУТ» . ' октябрь историческая часть г.Красноуфимска по назначению 9. Межмуниципальные соревнования по ориентированию - «РОГЕЙН». ноябрь по назначению Межмуниципальные соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях декабрь по назначению 10. «СНЕЖИНКА» «листанпия — лыжная - связки» (номер-код OR/1O1 1 3R1 1 ЯЧ окрестности г.Красноуфимска 11. Новогодняя разминка с элементами спортивного туризма «ТурПаркур» 12. Новогоднее городское ориентирование 13. Муниципальный этап областного краеведческого конкурса-форума «УРАЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР» Межмуниципальные соревнования по спортивному ориентированию на лыжах 14. «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ» 15. Городские комплексные соревнования «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ». Межмуниципальные соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях «дистанция 16. - лыжная — группа» (номер-код 0840233811Я), «дистанция - лыжная» (номер-код 0840113811Я), 17. Туриада образовательных организаций ГО Красноуфимск - «В ПОИСКАХ ВЕСНЫ». Муниципальное мероприятие «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ» 18. январь январь февраль по назначению по назначению МАУ ДО СЮТ февраль по назначению февраль б/о «Экспресс» 19. Не спортивное массовое мероприятие «Майская прогулка» Муниципальный этап всероссийских массовых соревнований по спортивному ориентированию «РОССИЙСКИЙ АЗИМУТ». май 20. май 21. 22. 23.. 24. Межмуниципальные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «МАЙСКАЯ ГОНКА» «дистанция - пешеходная» (номер-код 0840091811Я), «дистанция пешеходная - связка» (номер-код 0840241811Я), Комплексное мероприятие «SPORTS TURISM SKILLS» в рамках работы с оздоровительными лагерями с дневным пребыванием ГО Красноуфимск Муниципальный СЛЁТ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ среди образовательных учреждений ГО Красноуфимск Муниципальный СЛЁТ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ движения среди образовательных учреждений ГО Красноуфимск март март апрель по назначению по назначению историческая часть г.Красноуфимска по назначению объект спорта «Комплекс лыжный» и прилегающий лесной массив (ул Московская, з/у №14) по назначению май июнь июнь июнь по назначению б/о «Экспресс» б/о «Экспресс»