Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ Протокол № 4 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО СЮТ В.Д. Макаров приказ № 60 «31»августа 2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ЮНЫЕ СУДЬИ ТУРИСТСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ» Возраст обучающихся: с 12 до 17 лет Срок реализации программы - 4 года Ворошилов Александр Игоревич педагог дополнительного образования г. Красноуфимск, 2022 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: туристско-краеведческая Актуальность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Юные судьи туристских соревнований» (далее – программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р, Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242, - Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Уставом МАУ ДО СЮТ. Цель программы является подготовка квалифицированных кадров для судейской деятельности в группам дисциплин «дистанция» и «маршрут» по виду спорта «спортивный туризм» Задачи программы: - обучить основам судейской деятельности соревнований по виду спорта «Спортивный туризм», техники безопасности, организации соревнований; - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - расширять знания об окружающем мире; - укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; - способствовать развитию спортивных достижений обучающихся; - развивать лидерские качества отдельных обучающихся и умение строить отношения взаимоуважения и сотрудничества в группе. - воспитывать любовь к природе и местам родного края; -способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности обучающихся в общении; - приобщать к здоровому образу жизни; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни Адресат программы: обучающихся: 12-17 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Коллектив объединения может быть разновозрастным, что позволит педагогу использовать опыт старших, поручать им организацию фрагментов занятий с младшими обучающимися. Тем самым развивать лидерские качества и поощрять взаимоконтроль и взаимовыручку в группе. Срок освоения (продолжительность) программы: 2 года Режим занятий: Общее количество часов в год – 216, Занятия проводятся по 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 учебного занятия - 2 занятия по 45 минут, с перерывом между занятиями 10 минут. Число обучающихся в учебной группе составляет 10-15 человек. Форма обучения: очная, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Объём программы- 432 ч. Виды занятий: учебно-тренировочное занятие на местности, занятие по общей физической подготовке и специальной физической подготовке в спортивном зале и на местности, учебное занятие в кабинете, соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра и др. Уровневость программы: традиционная. 1.2. Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1.1 1.2 Общее В том числе: количеств Наименование тем и разделов о учебных Теория Практика часов 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма) Личное и групповое туристское снаряжение 4 2 2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 12 2 10 1.3 Подготовка к походу, путешествию 1.4 1.5 1.6 Питание в туристском походе Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе Подведение итогов туристского путешествия 1.7 Особенности других видов туризма 9 1 8 9 1 8 18 2 16 4 - 4 6 62 2 10 4 52 Формы промежуточной аттестации опрос контрольное задание контрольное задание тестирование поход контрольное задание тестирование 2. Топография и ориентирование 2.1 Топографическая и спортивная карта 5 1 4 2.2 Ориентирование в сложных условиях 3 1 2 2.3 Соревнования по ориентированию 4.2 14 2 22 4 3. Основы гигиены, первая доврачебная помощь Обеспечение безопасности Личная гигиена туриста, профилактика различных 3 1 заболеваний Техника безопасности при проведении туристских 7 1 мероприятий Основные приемы оказания первой доврачебной 10 2 помощи, транспортировка пострадавшего 20 4 4. Общая и специальная физическая подготовка Врачебный контроль, самоконтроль, 2 1 предупреждение спортивных травм 30 Общая физическая подготовка 4.3 Специальная физическая подготовка 3.1 3.2 3.3 4.1 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5. Начальная судейская подготовка Организация и судейство вида «Дистанцияпешеходная» Организация и судейство вида «Ориентирование» Организация и судейство вида «Дистанция-лыжная» Организация и судейство вида «Маршрут» Организация и судейство конкурсов и незачетных видов Организация и судейство вида «Поисково– спасательные работы», «Дистанциякомбинированнная» Итого за период обучения 12 18 контрольное задание контрольное задание соревнования 2 опрос 6 тестирование 8 контрольное задание 16 1 опрос 30 контрольные нормативы контрольные тренировки 20 - 20 52 1 51 11 3 8 судейство 10 11 14 4 2 3 6 2 8 8 8 2 судейство судейство судейство судейство 10 2 8 судейство 60 216 18 42 2 год обучения 1.4 Общее В том числе: количество Наименование тем и разделов учебных теория практика часов 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма) Нормативные документы по туризму 2 2 Ремонт, усовершенствование и изготовление 9 1 8 туристского снаряжения Организация туристского быта в экстремальных 9 1 8 ситуациях Подготовка к походу, путешествию 6 6 1.5 Питание в туристском походе 8 - 8 1.6 1.7 Техника преодоления естественных препятствий Подведение итогов туристского похода 16 6 56 4 16 6 52 2.1 Топография и ориентирование Топографическая съемка, корректировка карты 18 2 16 2.2 Соревнования по ориентированию 8 26 2 8 24 10 2 8 опрос 10 2 8 контрольное задание 4 16 4.1 4.2 20 4. Общая и специальная физическая подготовка Врачебный контроль, самоконтроль 3 Общая физическая подготовка 17 - 3 17 4.3 Специальная физическая подготовка 30 - 30 50 - 50 1 1 1 1 - тестирование 2 1 1 контрольное задание 1 1 - тестирование 5 1 4 тестирование 1 3 9 9 1 1 1 1 2 8 8 тестирование тестирование судейство судейство 9 7 7 9 1 1 1 1 8 6 6 8 судейство судейство судейство судейство 64 216 13 51 № п/п 1.1 1.2 1.3 3.1 3.4 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 3. Обеспечение безопасности Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего 5. Судейская подготовка Правила туристских соревнований Организация и проведение туристских слетов и соревнований Положение о слете, туристских соревнованиях Права и обязанности судей, состав судейских коллегий Охрана природы при проведении слетов, соревнований Медицинское обеспечение Обеспечение безопасности туристских соревнований Организация старта и финиша Организация работы секретариата в период подготовки и проведения соревнований Подготовка дистанций соревнований Организация судейства этапов Организация и проведение конкурсов Методика судейства соревнований по избранному виду туризма ИТОГО за период обучения Формы аттестации/ контроля тестирование контрольное задание контрольное задание контрольное задание контрольное задание поход опрос контрольное задание соревнования опрос контрольные нормативы контрольные тренировки тестирование 1.3. Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма) 1.1. Личное и групповое туристское снаряжение Особенности личного и группового снаряжения в избранном виде туризма. Общие требования к нему: прочность, легкость, безопасность, удобство в транспортировке и использовании, гигиеничность, эстетичность. Примуса бензиновые и газовые горелки. Правила безопасности при переноске примусного хозяйства, емкостей с бензином, газовых баллонов. Правила безопасности при работе с примусами, оборудование места работы с ними. Страховочное снаряжение: карабины, страховочная система, ледоруб, жумары, крючья скальные и ледовые, возможности их использования. Малогабаритные разборные печки для отопления и приготовления пищи. Источники света: фонари, свечи, самодельные светильники. Снаряжение для организации и проведения туристских соревнований: источники электропитания, средства радиосвязи, оборудование этапов, личное снаряжение судьи. Практические занятия Работа с горелкой, с малогабаритной печкой. Использование страховочного снаряжения. Использование радиосвязи. Изготовление, усовершенствование и ремонт личного и группового снаряжения. 1.2. Организация туристского быта, привалы и ночлеги Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в избранном виде туризма в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия. Организация ночлега в населенном пункте: наличие предварительной договоренности, место для ночлега, организация питания, сушки личного и группового снаряжения, взаимоотношения с местными жителями. Особенности бивака на дневке, полудневке, организация туристской бани, стирка и сушка одежды, ремонт личного и группового снаряжения. Организация быта в туристском лагере, на слете, соревнованиях. Строительство простейших сооружений: туалетов, столов и навесов, мостков для подхода к воде, мытья посуды и др. Практические занятия Выбор места привала, развертывание и свертывание лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором. Организация бивака на дневке. Устройство лагеря на слете, соревнованиях, строительство простейших сооружений. 1.3. Подготовка к походу, путешествию Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Возможность использования забросок. Использование при изучении маршрута похода отчетов групп. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления. Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поисково–спасательном отряде. Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями. Хозяйственная и техническая подготовка путешествия. Составление сметы путешествия. Практические занятия Подготовка к совершению зачетного многодневного путешествия. Разработка планов– графиков и маршрутов учебно–тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода, подготовка маршрутной документации, картографического материала. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход. 1.4. Питание в туристском походе Особенности организации питания в избранном виде туризма. Расчет калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности в категорийном походе. «Карманное» питание. Витамины. Использование сушеных и сублимированных продуктов, высококалорийных питательных смесей. Зависимость меню от сложности похода и метеоусловий. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Возможности пополнения продуктов питания в пути. Рыбалка, сбор грибов, ягод. Организация питания при переезде по железной дороге. Особенности организации питания в населенном пункте (учреждения общепита, кухни, столовые образовательных учреждений, применение кипятильников, электронагревательных приборов). Организация питания судей на туристских соревнованиях. Практические занятия Очистка и обеззараживание воды. Организация питания в пути, в населенных пунктах. Приготовление пищи на костре. 1.5. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, возникающие при организации переправ. Определение возможности и способа организации переправы на выбранном участке. Переправа по кладям, бревнам, камням. Использование переправы по веревке с перилами, навесной переправы. Движение по снежникам. Оценка состояния снежного покрова. Выбор времени дня для прохождения снежного участка и выбор безопасного пути передвижения. Способы движения: «в лоб», траверсирование, глиссирование. Страховка альпенштоком или ледорубом, выбивание ступенек, положение корпуса при движении, темп, интервал, использование веревочных перил для страховки. Организация страховка при организации переправ и движении по снежникам.. Практические занятия Отработка техники движения и преодоления препятствий. Организация наведения переправ. 1.6. Подведение итогов похода Практические занятия: ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Проведение отчетного вечера или выставки по итогам похода, выпуск газеты. Подготовка и составление отчета о проведенном походе. 1.7. Особенности других видов туризма (по выбору) Особенности подготовки похода. Особенности личного и общественного снаряжения. Техника и тактика вида туризма. Организация привалов и ночлегов. Техника и тактика в туристском походе. Практические занятия Отработка полученных навыков в походе по избранному виду туризма. 2. Топография и ориентирование 2.1. Топографическая и спортивная карта Виды топографических карт и основные сведения о них. Определение масштаба карты при отсутствии данных. Старение карты, ее генерализация. Чтение карты. Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута. Работа с электронными картами. Работа с GPS Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, изменения, происходящие на местности. Карты с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования. Практические занятия Планирование маршрута похода на топографической карте. Копирование карт и схем. Составление схем и кроки. Занятия на местности со спортивными картами разных масштабов. Упражнения на участках карты с отсутствием элементов местности, снятием дорожной сети, рельефа. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт. Ориентрование по GPS 2.2. Ориентирование в сложных условиях Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала, изучение маршрута. Ориентирование на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Оценка пройденного пути по времени движения. Практические занятия Прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния. 2.3. Соревнования по ориентированию Подготовка к участию в соревнованиях. Тактические действия спортсмена до старта, на старте, на дистанции и контрольных пунктах (КП). Составление плана прохождения КП и распределение сил на дистанции. Действия ориентировщика с учетом вида соревнований. Выбор пути движения и факторы, влияющие на него. Снаряжение ориентировщика. Практические занятия Участие в соревнованиях по ориентированию. 3. Обеспечение безопасности 3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Гигиена одежды и обуви. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность. Меры по профилактике характерных для видов туризма заболеваний. Особенности посещения районов с различными инфекционными заболеваниями (клещевой энцефалит, вирусный гепатит, туляремия и др.) Акклиматизация как средство профилактики горной болезни. Общий, местный и точечный массаж при утомлении, простудных заболеваниях, мышечных болях. Практическое занятие Освоение приемов массажа 3.2. Техника безопасности при проведении туристских мероприятий Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Роль руководителя в группе, подчинение его решениям — основа отношений, залог безопасного прохождения маршрута. Персональная, моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность участников. Конфликты в группе, способы их устранения. Разбор несчастных случаев и аварий в туризме. Основные причины несчастных случаев в походе: нарушение техники и тактики преодоления естественных препятствий, переоценка своих сил и возможностей, несоблюдение установленных правил, резкое ухудшение погодных условий. Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной безопасности, работа у костра. Взрывчатые предметы, организация привалов и ночлегов в местах, связанных с боевыми действиями. Организация поисково–спасательного отряда, проведение поисково–спасательных работ. Практические занятия Участие в профилактических работах при подготовке массовых туристских мероприятий. Закрепление навыков безопасного преодоления естественных препятствий. 3.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего Измерение температуры, пульса, артериального давления. Согревающие процедуры (компрессы, грелки), охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом). Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего. Правила наложения шин. Травмы конечностей, закрытые и открытые переломы длинных костей, растяжения и разрывы связочного аппарата, вывихи суставов. Травмы области живота, повреждение органов брюшной полости, повреждение таза и органов, расположенных в тазу. Травмы головы и туловища. Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга, повреждения лица и шеи, перелом ключицы, повреждения грудной клетки, переломы ребер. Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки. Практические занятия Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, приемов транспортировки. 4. Общая и специальная физическая подготовка 4.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях туризмом. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Объективные данные: частота пульса, вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные и объективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение, оценка изменений частоты пульса. Понятие о «спортивной форме», утомлении, об остром и хроническом состоянии при перетренировке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля. Порядок осуществления врачебного контроля. Практические занятия Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. 4.2. Общая физическая подготовка Практические занятия Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев. Элементы скалолазания. Игры: баскетбол, футбол, гандбол — со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Плавание различными способами. Легкая атлетика. 4.3. Специальная физическая подготовка Практические занятия Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки. Ориентирование Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны. Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния. Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении. Лыжная подготовка Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания. Туристская техника Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно–растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д. Игры с различными элементами туристской техники. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы. 5. Начальная судейская подготовка 5.1. Организация и судейство вида «Дистанция пешеходная» Виды соревнований на пешеходных дистанциях. Состав судейской коллегии вида. Права, обязанности судей. Выбор района для проведения соревнований. Подготовка полигона: съемка, ограничение, маркировка. Системы оценки соревнований. Обеспечение безопасности при проведении соревнований. Командные и личные соревнования, эстафета, их особенности. Оборудование этапов. Требования к месту старта и финиша, к местам расположения участников и зрителей. Организация ознакомления участников и капитанов команд с дистанцией, способами прохождения этапов. Работа секретариата и организация информации о ходе соревнований. Зачет результатов и подведение итогов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований: проверка инвентаря и снаряжения, организация консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов. Прием этапов судьей–инспектором. Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Соответствие этапов туристскому опыту участников. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения. Практические занятия Участие в подготовке дистанции: выбор района, расстановка и оборудование этапов. Судейство соревнований, работа в различных бригадах. 5.2. Организация и судейство вида «Ориентирование» Ориентирование в программе туристских слетов и соревнований: соревнования в выполнении отдельных заданий по элементам ориентирования и топографии; соревнования по отдельным видам ориентирования (спортивное ориентирование). Организация и судейство отдельных заданий по ориентированию: азимутальный маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту, глазомерная оценка расстояния, прокладывание азимутального маршрута, поиск объектов по заданным азимутам и с помощью карты. Особенности проведения соревнований в ориентировании по выбору, наиболее приемлемых для новичков и включение в программу туристских слетов и соревнований. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции и ее обозначение на карте и оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения дистанции, определение результатов соревнований. Особенности судейства различных видов. Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о действиях в случае потери ориентировки. Организация поисковых работ. Практические занятия Участие в судействе соревнований по ориентированию в составе бригады старта, финиша, секретариата, информации. Участие в подготовке дистанции (планирование на карте и установка на местности). 5.3. Организация и судейство вида «Дистанции-лыжные» Виды соревнований на лыжных дистанциях. Состав судейской коллегии вида. Права, обязанности судей. Выбор района для проведения соревнований. Подготовка полигона: съемка, ограничение, маркировка. Системы оценки соревнований. Обеспечение безопасности при проведении соревнований. Командные и личные соревнования, эстафета, их особенности. Оборудование этапов. Требования к месту старта и финиша, к местам расположения участников и зрителей. Организация ознакомления участников и капитанов команд с дистанцией, способами прохождения этапов. Работа секретариата и организация информации о ходе соревнований. Зачет результатов и подведение итогов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований: проверка инвентаря и снаряжения, организация консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов. Прием этапов судьей–инспектором. Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Соответствие этапов туристскому опыту участников. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения. Практические занятия Участие в подготовке дистанции: выбор района, расстановка и оборудование этапов. Судейство соревнований, работа в различных бригадах. 5.4. Организация и судейство вида «Маршрут» «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» — основной документ, регламентирующий организацию и проведение туристского похода. Наличие многолетнего туристского опыта, высокая квалификация — основные требования при комплектовании судейской коллегии вида. Маршрутно–квалификационная комиссия (МКК), ее роль в организации и проведении туристского похода. Очные и заочные соревнования. Комплектование судейской коллегии, права и обязанности судей. Участники соревнований, возрастные группы, допуск участников. Маршрутная книжка — основной документ при проведении соревнований. Определение результатов соревнований. Содержание и оценка материалов похода; требование к отчету о походе заочном и очном. Критерии оценки материалов категорийных походов. Оформление отчета. Требования, предъявляемые к картографическому материалу. Обеспечение безопасности при проведении туристского похода, организация временного спасательного отряда. Практические занятия Участие в подготовке документации судейской коллегии. Участие в судействе вида. 5.5. Организация и судейство конкурсов и незачетных видов Содержание конкурсной программы туристских соревнований, ее цели и задачи. Зачетные и незачетные конкурсы. Судейство конкурсов методом экспертной оценки, включение в состав жюри представителей от команд. Организация и проведение тематических конкурсов: на лучшую туристскую самоделку, фотографию, видео– или презентацию, эмблему, газету. Организация и проведение конкурсов краеведов, туристской песни и туристской самодеятельности. Показательные выступления опытных туристов и спортсменов. Организация и проведение вечеров дружбы. Организация и проведение соревнований по спортивным играм, судейство этих видов. Привлечение спортивных организаций. Обеспечение безопасности при организации конкурсной программы. Практические занятия Участие в организации и судействе конкурсной программы. Участие в подготовке и проведении костра и вечера дружбы. 5.6. Организация и судейство вида «Поисково–спасательные работы» Содержание соревнований, их командный характер. Длина дистанции, количество этапов. Полигон, построение дистанции. Основа вида — контрольный туристский маршрут с усиленными этапами, связанными со спасательными работами. Порядок определения результатов. Подготовка и оборудование, организация судейства отдельных этапов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований. Описание отдельных этапов и специальных заданий. Система штрафов за допущенные нарушения и ошибки. Практические задания Выбор полигона, разработка дистанции на карте и на местности, оборудование этапов. Подготовка документации. Участие в судействе соревнований в составе различных бригад. 2 год обучения 1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма) 1.1. Нормативные документы по туризму Знакомство с основными нормативными документами по туризму. «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экскурсий и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ–интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации». «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». «Правила вида спорта «Спортивный туризм», Регламенты по видам. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Разряды и звания в туризме, ориентировании. Нормативы на значки «Юный турист России», «Турист России». Классификационная книжка спортсмена, справки о совершенном туристском путешествии, о судействе соревнований, выписка из протокола результатов соревнований для оформления разряда. 1.2. Ремонт, усовершенствование и подготовка туристского снаряжения Требования, предъявляемые к личному и групповому туристскому снаряжению. Ознакомление с лучшими образцами, их характеристики, достоинства и недостатки. Материалы, используемые для изготовления снаряжения. Конструирование и изготовление туристского снаряжения, необходимость испытания снаряжения, обеспечивающего безопасность. Участие в конкурсах туристских самоделок. Дополнительное усовершенствование туристского снаряжения. Костровые приспособления: таганки и тросики, техника их изготовления. Практические занятия Изготовление, усовершенствование и ремонт туристского инвентаря и снаряжения. 1.3. Организация туристского быта в экстремальных ситуациях Организация ночлегов в летний период. Изготовление тентов, навесов, шалашей. Организация ночлегов в зимний период. Устройство пещер, траншей, иглу. Использование костров для обогрева при организации ночлегов в экстремальных ситуациях. Способы добывания огня без спичек. Организация питания в экстремальных условиях. Охота и рыбалка. Использование в пищу дикорастущих растений. Приготовление пищи в экстремальных условиях. Практические занятия Строительство временных укрытий. Подготовка и разжигание костра типа «нодья». Добывание огня без спичек. Приготовление пищи в экстремальных ситуациях. 1.4. Подготовка к походу, путешествию Практические занятия Выбор района путешествия. Изучение района путешествия; подготовка докладов участников группы. Разработка маршрута, графика по дням, запасного и аварийного варианта. Изучение сложных участков и составление планов их преодоления. Подготовка картографического материала. Прохождение врачебного контроля. Подготовка заявочной и маршрутной документации, оформление документов в маршрутно–квалификационной комиссии (МКК), регистрация в поисково–спасательном отряде (ПСО). Подготовка путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями. Хозяйственная и техническая подготовка путешествия. Проверка личной и групповой готовности к путешествию. 1.5. Питание в туристском походе Практические занятия Составление меню, приобретение и фасовка продуктов. Очистка и обеззараживание воды. Организация питания и приготовление пищи в населенном пункте. Пополнение продуктов. Приготовление пищи на костре. Сбор и использование дикорастущих растений. 1.6. Техника преодоления естественных препятствий Практические занятия Совершенствование навыков преодоления естественных препятствий, организации страховки и самостраховки при прохождении опасных участков. 1.7. Подведение итогов туристского путешествия Практические занятия Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка и составление отчета о проведенном походе. Оформление разрядных документов. Проведение отчетного вечера или выставки по итогам похода, выпуск газеты. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей, предметные кабинеты. 2. Топография и ориентирование 2.1. Топографическая съемка, корректировка карты Топосъемка с помощью инструментов GPS. Рисовка спортивной карты в программе OCAD Корректировка спортивной карты. Техника рисовки. Практические занятия Корректировка участка карты на местности. Рисовка спортивной карты 2.2. Соревнования по ориентированию Практические занятия Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, разбор результатов, анализ путей движения. 3. Обеспечение безопасности 3.1. Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде Психологический климат в группе и обеспечение безопасности участников похода. Подбор участников, слаженность (сработанность), сплоченность группы — залог успешных ее действий. Лидеры в группе — формальный и неформальный, их влияние на психологический настрой. Конфликты в группе, их причины, способы устранения. Причины возникновения экстремальных ситуаций в походе: слабая подготовленность группы к прохождению маршрута, недостаток снаряжения, нарушение техники преодоления естественных препятствий и др. Проверка схоженности группы. Соответствие снаряжения и набора продуктов питания реальной сложности предстоящего маршрута. Адаптация в туризме. Разбор и анализ несчастных случаев в туризме. Характеристика условий, затрудняющих нормальное движение и ориентирование. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций. Организация и тактика поиска группы, порядок ее эвакуации с маршрута. Практические занятия Психологический тренинг участников. Отработка умений выживания в экстремальных ситуациях. Освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. Разработка тактики действия группы в аварийной ситуации. 3.2. Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего Раны: симптомы, обработка, остановка кровотечения. Остановка кровотечения из носа, из десны, из уха, из легких, из пищеварительного тракта, внутреннего кровотечения в брюшную полость. Основные приемы реанимации. Шок. Искусственное дыхание (искусственная вентиляция легких): способы «рот в рот» и «рот в нос». Закрытый массаж сердца. Сроки проведения и сочетание приемов реанимации. Оказание помощи при поражении молнией, поражении электрическим током (с соблюдением правил безопасности). Приемы транспортировки пострадавшего, изготовление носилок и волокуш. Практические занятия Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. Изготовление носилок и волокуш. Транспортировка пострадавшего. 4. Общая и специальная физическая подготовка 4.1. Врачебный контроль, самоконтроль Практические занятия Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа. 4.2. Общая физическая подготовка Практические занятия Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев. Элементы скалолазания. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движения. Легкая атлетика. 4.3. Специальная физическая подготовка Практические занятия Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки. Ориентирование Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны. Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния. Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении. Лыжная подготовка Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания. Туристская техника Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно–растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д. 5. Судейская подготовка 5.1. Правила туристских соревнований «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Правила вида спорта «Спортивный туризм». Правила соревнований по спортивному ориентированию. Туристские соревнования, их задачи и характер. Классификация туристских соревнований. Организация, проводящая соревнования, создание оргкомитета. Требования к положению о соревнованиях. Протесты, порядок их подачи и рассмотрения. Допуск к участию в соревнованиях. Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Состав судейской коллегии в зависимости от масштаба соревнований, главная судейская коллегия. Права и обязанности судей. Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований. Рассмотрение образцов документации, протоколов. 5.2. Организация и проведение туристских слетов и соревнований Организация, проводящая мероприятие. Состав оргкомитета, план его работы. Составление и утверждение положения о мероприятии, сметы на его проведение. Утверждение главного судьи и комплектование судейской коллегии. Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности, удобство подъезда и т.д.). Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения мероприятия, оформление мест проведения соревнований. Роль судейской коллегии в подготовке слета, соревнований. Медицинское обслуживание мероприятия. Работа комендантской службы в ходе подготовки и проведения слета, соревнований. Согласование места проведения с местными организациями. Составление плана подготовки и проведения мероприятия, контроль за его выполнением. 5.3. Положение о слете, туристских соревнованиях Положение о соревнованиях — основной руководящий документ при проведении соревнований. Порядок разработки и утверждения положения о проведении туристского мероприятия. Основные разделы положения: цели и задачи; место и время проведения; участвующие организации и участники (возраст, пол, квалификация); руководство проведением; программа; подведение итогов и награждение; порядок и сроки подачи заявок; финансирование (условия приема команд). Подготовка подробных условий проведения отдельных видов соревнований и конкурсов в программе туристского слета. Форма заявки на участие. Практические занятия Участие в разработке положения о мероприятии, условий проведения отдельных видов. 5.4. Права и обязанности судей, состав судейских коллегий Беспристрастное, принципиальное, объективное и квалифицированное судейство — главная обязанность судьи туристских соревнований. Состав главной судейской коллегии. Состав судейских служб. Требования, предъявляемые к опыту судей. Права и обязанности главного судьи и его заместителей, главного секретаря и членов службы секретариата, начальника дистанции и его помощников, судьи–инспектора, врача соревнований, коменданта, судей на старте, этапах, финише. Порядок принятия решений главной судейской коллегией. Взаимоотношения судей с участниками, тренерами, представителями. 5.5. Охрана природы при проведении слетов, соревнований Законодательство об охране природы. Природоохранная деятельность туристов. Соблюдение правил противопожарной безопасности в лесу, сохранности водоемов. Оборудование мест общего пользования на слете, соревнованиях. Требования, предъявляемые к местам забора воды для приготовления пищи, купания. Оборудование мест старта и финиша. Забота об охране природы при подготовке дистанции соревнований. Работа комендантской службы в районе проведения соревнований. Приведение в порядок места слета после его окончания. Организация «трудовых десантов» по оказанию помощи лесу, посадке деревьев и благоустройству водоемов. 5.6. Медицинское обеспечение Первая доврачебная помощь. Организация медицинского обслуживания участников соревнований. Организация пунктов медицинской помощи на дистанции. Обязательность наличия медицинской аптечки в команде участников. Действия судей в случае травматизма участников в ходе соревнований. Транспортировка пострадавшего до пункта оказания первой медицинской помощи. 5.7. Обеспечение безопасности туристских соревнований Выбор района проведения соревнований с точки зрения безопасности. Поддержание порядка и дисциплины во время проведения соревнований. Медицинское обеспечение соревнований, профилактика заболеваний. Организация противопожарных мероприятий. Организация спасательной службы на соревнованиях. Условия, при которых соревнования могут быть отменены или прерваны. Соответствие сложности дистанции уровню подготовленности участников. Инспектирование дистанции с точки зрения обеспечения безопасности. Назначение, виды, характеристика различных видов страховки (надежность, предельные нагрузки и т.п.). Снаряжение для организации страховки и самостраховки. Организация судейской страховки на этапах. Обязательная проверка снаряжения, применяемого участниками. Разработка вариантов эвакуации пострадавших участников, организации поисковых работ. Решение вопросов транспортного обеспечения. Организация надежной связи на дистанции. Инструктаж судей на этапах по вопросам безопасности. Обеспечение безопасности при проведении тренировок. Практические занятия Работа со снаряжением для организации страховки и самостраховки. Участие в оборудовании этапов судейской страховкой. 5.8. Организация старта и финиша Виды старта. Комплектование стартовой и финишной бригад, распределение обязанностей. Выбор места для старта, финиша. Обеспечение бригад старта и финиша необходимой документацией и инвентарем. Оборудование мест старта и финиша. Работа судейских бригад во время соревнований. Хронометраж. Взаимодействие бригад старта и финиша со службой секретариата, дистанции. Работа судьи при участниках. Практические занятия Работа в составе бригад старта и финиша. 5.9. Организация работы секретариата в период подготовки и проведения соревнований Состав секретариата, задачи и содержание его работы. Планирование работы секретариата. Изучение положения о соревнованиях. Составление перечня необходимой документации, инвентаря, канцелярских принадлежностей. Распределение по бригадам, проведение инструктажа, подготовка рабочих мест. Работа комиссии по допуску, прием заявок, проведение жеребьевки. Прием перезаявок. Подсчет результатов соревнований. Порядок обработки результатов, публикация предварительных результатов. Разбор протестов и заявлений. Подведение итогов соревнований, утверждение результатов. Подготовка награждения, составление отчета о соревнованиях. Использование компьютера в процессе подготовки и проведения соревнований. Служба информации, задачи и содержание ее работы. Организация предстартовой информации. Информирование во время проведения соревнований. Взаимодействие службы секретариата с остальными службами перед началом и во время проведения соревнований. Практические занятия Подготовка судейской документации. Работа в составе секретариата и службы информации. 5.10. Подготовка дистанций соревнований Комплектование службы дистанции, составление плана работы. Основная задача службы — постановка технической, зрелищной, безопасной дистанции, соответствующей уровню подготовки участников и масштабу соревнований. Выбор района соревнований, предварительное планирование дистанций. Подготовка картографического материала на район соревнований. Выезды для подготовки дистанции, подробное знакомство с местностью. Факторы, определяющие техническую сложность дистанции. Планирование дистанции, ее установка на местности. Составление схемы и описаний. Организация сдачи дистанции судье– инспектору. Расчет контрольного времени. Своевременная расстановка и маркирование этапов, обеспечение их сохранности в ходе проведения соревнований. Организация оперативной информации с дистанции соревнований. Закрытие дистанции, снятие этапов. Практические занятия Участие в выборе района соревнований, планировании и постановке дистанции. Работа в составе службы дистанции. 5.11. Организация судейства этапов Количество и сложность этапов — основа дистанции соревнований. Права и обязанности судей на этапах. Оборудование и оформление этапа и мест работы судей. Организация судейской страховки. Действия судей этапа в случае возникновения угрозы безопасности участников, несчастного случая. Инструктаж судей: условия преодоления этапа с показом правильного и неправильного его прохождения. Типичные нарушения, пользование таблицей штрафов. Действия судьи при возникновении спорной ситуации. Порядок информирования участников о допущенных нарушениях и полученном штрафе. Судейская документация на этапе, порядок ее оформления. Хронометраж прохождения этапа, контрольное время. Практические занятия Участие в постановке и оборудовании этапов. Участие в судействе отдельных этапов. 5.12. Организация и проведение конкурсов Роль и значение конкурсов в программе туристского слета или соревнований. Виды конкурсов. Отражение конкурсной программы в положении. Порядок подачи заявок и сдачи конкурсных материалов. Составление плана проведения различных конкурсов в программе слета. Решение вопросов материально–технического обеспечения конкурсов. Комплектование жюри конкурсов, проведение инструктажа, выработка единых требований к судейству. Участие представителей от команд в работе жюри конкурсов. Условия проведения различных конкурсов: агитации и пропаганды, быта, фотографий, кинофильмов, песен и др. Методика оценки конкурсных материалов и выступлений. Подведение итогов отдельных конкурсов, учет конкурсной программы в общих результатах. Награждение победителей личных и командных конкурсов. Практические занятия Участие в организации и проведении различных конкурсов. 5.13. Методика судейства соревнований по избранному виду туризма Общее в организации и судействе соревнований по различным видам туризма. Правила оценки различных нарушений. Таблицы штрафов и судейская трактовка отдельных ошибок. Оценка однотипных нарушений различного характера. Контроль за выполнением условий проведения соревнований. Объективность, доброжелательность, знание правил, условий проведения соревнований — необходимые условия при судействе. Доведение до участников информации о полученном штрафе за допущенные ошибки, указания на неправильные действия. Техника судейства. Судейские карточки для фиксирования нарушений. Особенности техники судейства данного вида. Подробное изучение системы штрафов, условий судейства отдельных этапов. Особые случаи, которые могут возникнуть в ходе проведения соревнований. Практические занятия Участие в судействе соревнований по избранному виду туризма. 1.4. Планируемые результаты 1 год обучения Предметные результаты Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Уход за снаряжением. Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра. Заготовка дров. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода. Преодоление несложных естественных препятствий. Использование самостраховки при преодолении несложных естественных препятствий. Вязание улов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь. Составление отчета о походе. Ремонт снаряжения. Определение масштаба и расстояния по карте. Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте. Измерение и построение азимутов. Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса. Измерение расстояний на карте и на местности. Определение ориентиров движения, способов привязки, точки стояния. Сохранение направления движения. Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Определение направления выхода в случае потери ориентировки. Уход за телом, одеждой и обувью. Подбор одежды и обуви для занятий и похода. Подбор состава медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход. Оказание первой доврачебной помощи. Способы обеззараживания воды. Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего. Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15% Личностные результаты. Развитие самостоятельности, принятия решений в нестандартных ситуациях. Развитие чувства ответственности за личную и групповую безопасность в условиях проведения походов и соревнований. Коммуникабельность. Поддержание здорового образа жизни и ответственного отношения к среде обитания. Удовлетворение потребности в самореализации и саморазвитии. Метапредметные результаты. Умение работы с информацией, поиска решения поставленной задачи. Умение распределения ролей и обязанностей при работе в группе, взаимоконтроль и взаимоответственность Умение передать свои навыки другим участникам образовательного процесса, взаимовыручка. 2 год обучения Предметные результаты Ремонт личного и группового снаряжения в условиях похода. Устройство временных укрытий, приготовление пищи. Подготовка маршрутной книжки, графика движения, заявочных документов. Составление меню, очистка воды. Организация страховки и самостраховки. Составление отчета по походу. Проведение отчетного вечера. Составление схемы дистанции, корректировка спортивной карты. Подготовка дистанции ориентирования, участие в дистанции ориентирование. Применение умений выживания в экстремальных ситуациях. Наложение повязок, изготовление средств транспортировки. Осуществление самоконтроля и ведение дневника самоконтроля. Приемы техники движения на лыжах по пересеченной местности. Тропление лыжни. Подготовка дистанции соревнований и оборудование этапов. Составление положения о соревнованиях. Приведение в порядок места слета после его окончания. Организация пунктов медицинской помощи на дистанции. Транспортировка пострадавшего до пункта оказания первой медицинской помощи. Организация судейской страховки на этапах. Организация связи на дистанции. Работа в составе бригад старта и финиша. Работа комиссии по допуску, прием заявок, проведение жеребьевки, подведение итогов соревнований, работа в составе секретариата и службы информации. Работа в составе службы дистанции. Участие в постановке и оборудовании этапов. Участие в судействе отдельных этапов. Участие в организации и проведении различных конкурсов. Личностные результаты. Развитие самостоятельности, принятия решений в нестандартных ситуациях. Развитие чувства ответственности за личную и групповую безопасность в условиях проведения походов и соревнований. Коммуникабельность. Поддержание здорового образа жизни и ответственного отношения к среде обитания. Удовлетворение потребности в самореализации и саморазвитии. Метапредметные результаты. Умение работы с информацией, поиска решения поставленной задачи. Умение распределения ролей и обязанностей при работе в группе, взаимоконтроль и взаимоответственность Умение передать свои навыки другим участникам образовательного процесса, взаимовыручка. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Основной учебной базой для проведения теоретических занятий является кабинет, спортзал. Для проведения практических занятий необходимы спортивная площадка, наличие туристского оборудования для походов и экспедиций, индивидуальное и групповое туристское снаряжение. 1. Веревка основная (диаметром 10 мм), петли прусика (диаметром 6 мм), 2. Система страховочная (грудная обвязка, беседка), 3. Карабины с автоматически закручивающейся муфтой, 4. Блокировочная веревка (диаметром 10 мм) 5. Жумар, устройство для спуска по вертикальным перилам типа «восьмерка», 6. Компас жидкостный для ориентирования, 7. Костровое оборудование, 8. Каны (котлы) туристские, 9. Спальники, 10. Палатка туристская походная, 11. Коврик, 12. Рюкзак, 13. Топор походный. Информационное обеспечение: Учебные фильмы «Начинающий ориентировщик или карта знает лучше» https://www.youtube.com/watch?v=OlhfP4OsU5s&t=1s «Как ориентироваться на местности» https://www.youtube.com/watch?v=heRW3luEBYA&t=35s «Почему компас показывает на север?» https://www.youtube.com/watch?v=KjvyzaipS4U&t=18s Презентации Техника вязания узлов «Что такое узел?» https://drive.google.com/file/d/1rjEQGNFDIxrJ3ShBW8g9JxvfYODOu0ka/view Электронная книга «Словарь туриста и краеведа» «https://drive.google.com/file/d/1typc9UamfmH7yfrsFMVSZ9z35kPZO0lo/view Кадровое обеспечение: Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика", соответствующую переподготовку без предъявления требований к стажу работы, инструкторскую квалификацию по направлению «Инструктор детско-юношеского туризма». Методические материалы: Туристская деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению окружающего мира, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Комплексность данной программы основывается на цикличности туристскокраеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях: 1.Формирование разносторонне развитой личности 2. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей. 3. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях. 4. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни. При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации программы: 1. обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности; 2. насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности; 3. дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для них роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность; организация работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детскоюношескими организациями (объединениями) Свердловской области; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации», «Правил вида спорта «спортивный туризм», регламентов проведения соревнований. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов. Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п. Программа учитывает содержание нормативных документов по туристско-краеведческой работе с учащимися: «Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ», «Общими требованиями по технике безопасности при проведении туристских походов, слетов, соревнований, лагерных сборов». Обучение основывается на следующих принципах обучения: личностно ориентированного подхода, природосообразности, вариативности, практической направленности, культуросообразности, свободы выбора решения и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и ответственности, систематичности, последовательности и наглядности в обучении. Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии, технология педагогического сотрудничества и другие. Методы обучения: - словесные (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ); - наглядные (беседа и рассказ сопровождается компьютерными презентациями, демонстрацией наглядного материала, в т.ч.просмотр видеофильмов, иллюстраций); - репродуктивные (выполнение задания по образцу). - практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и историческое ориентирование, походы выходного дня и пр). Инструкции: - правила по технике безопасности; - правила пожарной безопасности; - правила электробезопасности; - правила дорожного движения. Формы аттестации и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы: Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал - опросник). Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: - наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе работы (оценочный материал – лист наблюдения); - анализ продуктов деятельности (оценочный материал – карта анализа продуктов деятельности); - контрольное задание на выполнение практической работы (оценочный материал – экспертный лист). Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Цель промежуточной аттестации: выявление уровня сформированных знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, уровня развития личностных качеств обучающегося в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Промежуточная аттестация обучающихся строится на принципах научности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики деятельности детского творческого объединения и конкретного периода обучения. Формы промежуточной аттестации обучающихся –теоретическая подготовка по программе и практическая часть (уровень освоения практических навыков жизнеобеспечения в природной среде, в том числе через участие в соревнованиях по технике и тактике туризма, ориентированию, походах). Оценочный материал – протокол контрольного занятия. На основании протоколов соревнований по туристской технике присваиваются разряды. Цель итоговой аттестации обучающихся: оценка качества образования в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Показатели оценки результатов обучения по программе: - теоретическая подготовка обучающихся по программе (теоретические знания по основным темам учебного плана программы); - практическая подготовка обучающихся по программе (практические умения и навыки по основным темам учебного плана, предусмотренные программой); - общеучебные умения и навыки обучающихся по программе (учебно- интеллектуальные умения, учебно-организационные умения); - предметные достижения обучающихся; - участие в образовательном процессе. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны контрольно - измерительные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: - опросник для проведения входного контроля; - экспертные листы; - протокол контрольного занятия; - лист наблюдения. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг. Согласно Положению о системе поощрения в детском туризме (ФГБОУ ДО ФЦДЮТИК от 30.05.2018г), обучающиеся, выполнившие соответствующие нормативы, могут быть представлены к награждению тематическими значками «Юный путешественник России 19 степени», «Юный турист России». 2.3. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: ФиС, 1983. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994. Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981. Водный туризм. Составитель Григорьев В.Н. – М.: Просвещение. 1981. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное сориентирование. Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1987. Герман Ю.В. Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М.: Физкультура и спорт, 1988. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию.- М.: ФиС, 1978. Иванов В.Д., Федотов Ю.Н. Организация и проведение соревнований по горному туризму. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997. Коган В.Г. Соревнования по технике горного туризма. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 15. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М., Профиздат, 1984. 16. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000. 17. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебнометодическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 18. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. 19. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. 20. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983. 21. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 22. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 23. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М., ФиС, 1981 24. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 25. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 26. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989. 27. Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983. 28. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976. 29. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995. 30. Правила соревнований по различным видам туризма (туристскому многоборью). 31. Сафронов В.А. Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований. – М.: ЦСЮТур МО РСФСР, 1986. 32. Турист – М.:1974. 33. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990. 34. Школа альпинизма. – М.: Физкультура и спорт, 1989. 35. Шимановский В.Ф. Туристские слеты. – М.: ЦРИБ «Турист», 1975. 36. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: Метод. рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М.: 1992. 37. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – 2-е перераб., доп. изд. – М.: ФиС, 1983. 38. Федоров Н.Ф., Водолажский В.П., Алексеев Н.И. Соревнования туристов-водников. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 39. Физическая подготовка туристов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985. 40. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.