Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ Протокол № 4 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО СЮТ В.Д. Макаров приказ № 60 «31»августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» Возраст обучающихся: с 12 до 17 лет Срок реализации программы - 2 года Комарова Татьяна Евгеньевна педагог дополнительного образования Абросимова Екатерина Викторовна педагог дополнительного образования г. Красноуфимск, 2022г. 1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка. В условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста техногенных аварий и природных катастроф, необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях внеурочной и внеклассной подготовки (кружковой деятельности). Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области безопасности спасательного дела. Программа включает в себя блоки различных видов спортивного туризма (пеший, лыжный, водный туризм) и современных экстремальных видов спорта (альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование). Работа над такими блоками позволяет с высокой степенью достоверности проиграть реальную экстремальную ситуацию, связанную с риском для жизни, воспитывая при этом такие качества как чувство ответственности за себя и окружающих, наличие индивидуальности и навыки сотрудничества и соучастия, повышать самооценку и социальный статус обучаемых. Программа «Школа безопасности» направлена на воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать данная программа. Программа носит практико-ориентированный характер. Для отработки практических навыков в программе предусмотрено проведение однодневных и многодневных походов. Программа вариативна, то есть при необходимости допустима корректировка содержания и формы занятия, а также времени прохождения материала. Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2022-2023 гг. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания. 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» по содержанию является: туристско-краеведческой. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в походах, выживании в природных условиях, в экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и в соревнованиях образовательных учреждений «Школа безопасности» разных уровней. В основу программы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, духовность и традиционные религии. Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее Программа) является составительской и разработана в соответствии с: – Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»); – Федеральным законом РФ от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года); 1.1.2 2 – Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р); – Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242, - Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) (далее – Порядок №196); – Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 года №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196»; – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; – Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; – Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; – Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 года ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом из особых образовательных потребностей»); – Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); – Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской 3 области от 30.03.2018 года №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; – Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 года №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 года №934-д; - Уставом МАУ ДО СЮТ. - Положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО СЮТ. В последнее время очевидна тенденция к увеличению частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в опасных различных и чрезвычайных ситуациях. Анализируя события и причины возникновения опасных ситуаций необходимо четко определить направления по уменьшению числа жертв среди населения, а для этого требуются специально подготовленные кадры, которые в любую минуту смогут прийти на помощь, устранить «проблему» и профессионально проявить себя в оказании помощи пострадавшим или попавшим в беду людям. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Программа разработана с учётом потребности населения городского округа Красноуфимск. Полученные знания обучающиеся могут использовать на уроках географии, ОБЖ. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ заключаются в том, что программа «Школа безопасности» расширяет и углубляет знания обучающихся в основной школе по предмету ОБЖ и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовке по основам безопасности жизнедеятельности. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте обучающихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. 1.1.3 1.1.4 Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа специально разработана для обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет с различным уровнем подготовки. Категория обучающихся: программа рассчитана на обычных обучающихся. Заниматься по программе могут как мальчики, так и девочки, проявившие интерес к изучению туристических навыков, специальных способностей в данной предметной области не требуется. 4 В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, если нет медицинских противопоказаний. Программа составлена с учетом особенностей среднего и старшего школьного возраста. Для эффективной реализации программы следует учитывать, что характерной чертой возраста 10-13 лет является любознательность, пытливость ума, стремление к большому количеству информации, при этом часто забывая, что знания надо систематизировать. Для школьника-подростка в качестве ведущей роли выступает общественно-полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой происходит личное общение со сверстниками и очень важное общение с представителями другого пола. Внеурочная деятельность становится тем самым активным процессом, который содействует индивидуализации подростка. В особенностях выбора средств, способов этой деятельности он утверждает себя. В возрасте 13-17 лет главной ценностью является система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее. Ближе к старшему школьному возрасту начинает происходить формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному и физическому облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию и самостоятельности. Для каждой возрастной группы каждого модуля разработаны свои рекомендации по образовательному процессу (домашнее задание, контроль учащихся, консультирование по возникающим вопросам тренировочного процесса, который они осуществляют самостоятельно). В ходе учебного процесса педагог корректирует задания в соответствии с индивидуальными результатами и потребностями каждого обучающегося. Коллектив объединения может быть разновозрастным, что позволит педагогу использовать опыт старших, поручать им организацию фрагментов занятий с младшими обучающимися. Тем самым развивать лидерские качества и поощрять взаимоконтроль и взаимовыручку в группе. 1.1.5 Режим занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа 45 минут, перемена 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов (количество учебных часов 216). Число обучающихся в учебной группе составляет 10-15 человек. 1.1.6 Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Периодичность и продолжительность занятий по учебному плану: Первый год обучения: (стартовый уровень) – 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа Второй год обучения (базовый уровень) – 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа Количество уровней дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – два (стартовый и базовый). Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 432 часа. 1.1.7 Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы Общий срок реализации исходной программы (число лет, месяцев) – 2 года. 1.1.8 Уровни сложности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Стартовый уровень». Предполагает использование таких форм организации материала, которые позволяют заинтересовать ребенка образовательной деятельностью, 5 формируют его базовое доверие к педагогу и обучающимся группы, обеспечивают активность ребенка в процессе совместной деятельности с детьми и педагогом в рамках содержания общеразвивающей программы, т.е. выполнение ребенком задания по образцу, по алгоритму. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы и способствуют развитию самостоятельности ребенка в процессе выполнения посильных учебных заданий, т.е. необходимо выполнить то же, но с добавлением новых деталей, изменить решение, материал, внести в работу «своё» решение. 1.1.9 Формы обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Форма обучения: очная, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Формы занятий: − индивидуальные; − групповые; − фронтальные: − практикумы. 1.1.10 Виды занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Виды занятий: учебно-тренировочное занятие на местности, занятие по общей физической подготовке и специальной физической подготовке в спортивном зале и на местности, учебное занятие в кабинете, соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра и др. 1.1.11 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: − сдача нормативов и контрольных точек; − соревнования разного уровня; − проведение викторин, тестов. − − − − − 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы: освоение основ безопасного поведения и оказания первой помощи пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций. Задачи: Воспитательные: воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность; воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; 6 − развитие умений работать в группе, коллективе; Обучающие: − получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; − формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; − выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях; − ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни; − изучить методы и приемы защиты от опасностей; − изучить основы медицинских знаний; − обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях; − изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование. 7 1.3 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа безопасности» Количество часов Год обучения всего часов теория практика 1 216 44 172 2 216 38 178 Итого за 2 года 432 82 350 8 Формы аттестации / контроля тестирование, практическое задание, контрольное задание, ПВД, соревнования № п/п 1 2 3 4 1.4 Учебный (тематический) план 1 год обучения Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Введение Основы оказания первой помощи при повреждениях. Населённый пункт как среда обитания человека, безопасность человека в населенном пункте. Основы туризма – дисциплина «дистанции». Формы аттестации, контроля Беседа теоретический и практический зачёт 2 2 20 4 16 12 4 8 теоретический и практический зачёт 60 6 54 соревнования тестирование, практическое задание тестирование, практическое задание соревнования 5 Основы ведения радиообмена. 6 2 4 6 Основы ориентирования на местности 50 8 42 7 Чрезвычайные ситуации природного характера 20 2 18 тестирование, соревнования 8 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 24 8 16 тестирование, соревнования 9 Автономное существование 22 8 14 практический зачет в походе 216 44 172 Итого 2 год обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля Беседа теоретический и практический зачёт практический зачет в походе 1 Введение 2 2 2 Первая помощь пострадавшему. 14 4 10 80 12 68 70 10 60 тестирование, соревнования Поисково-спасательные работы в техногенной среде с применением туристского снаряжения и специального оборудования. 50 10 40 тестирование, соревнования Итого 216 38 178 3 4 5 Основы туризма – дисциплина «маршрут» Поисково-спасательные работы в природной среде с применением туристского снаряжения и специального оборудования. 9 1.4.1 Содержание учебного (тематического) плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 год обучения 1. Введение Знакомство с детьми. Постановка цели и задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Движение и соревнования «Школа безопасности». 2. Основы оказания первой помощи при повреждениях. Теория: Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Способы временной остановки кровотечений. Повязка, виды повязок, правила наложения. Раневая инфекция. Асептика и антисептика. Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Понятие иммобилизации. Практика: Наложение повязок, шин, жгута. 3. Населённый пункт как среда обитания человека, безопасность человека в населенном пункте. Теория: Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Велосипедист. Безопасность пешехода и велосипедиста. Поведение участника ДТП, свидетеля ДТП. Безопасность на водоемах. Пожарная безопасность. Знакомство с работой пожарных. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности на улице и дома. Практика: Первая помощь пострадавшему в ДТП, порядок действий. Спасение на водах, первая помощь утопающему. Управление туристским катамараном. Отработка действий при возникновении опасной ситуации на улице и дома. Эвакуации при различных угрозах. Экскурсия в пожарную часть. Надевание боевой одежды пожарного. Завязывание пожарных узлов. 4. Основы туризма – дисциплина «дистанции». Теория. Понятие «туристские узлы». Спортивное и прикладное значение узлов. Правила завязывания туристских узлов. Правила вида спорта «спортивный туризм», группа дисциплин «дистанции». Терминология. Система оценки нарушений. Специальное снаряжение для спортивного туризма. Понятие индивидуальная «страховочная система», её назначение и составляющие. Карабины, спусковое устройство, «жумар», ролик, пантин. Практические занятия. Вязание туристических узлов на время: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой», «встречный», «схватывающий». Надевание и блокировка индивидуальной страховочной системы. Изучение и отработка техники индивидуального и группового преодоления этапов по судейскому оборудованию с помощью специального туристского снаряжения: подъём/спуск по перилам, траверс склона по перилам, навесная переправа, параллельные перила, переправа по бревну по перилам, переправа по бревну методом «горизонтальный маятник», переправа методом «вертикальный маятник». Отработка специфики преодоления препятствий пешком и на лыжах. Подготовка к работе ЧИПа электронной системы отметки и использование его при прохождении дистанции спортивного туризма. 10 5. Основы ведения радиообмена. Теория: Виды и принцип действия радиостанций. Общие правила работы с радиостанцией и правила ведения радиообмена. Алгоритм ведения радиообмена. Практика. Организация радиообмена в различных условиях. 6. Основы ориентирования на местности. Теория: Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Способы определения расстояний на местности. Практика: Работа с картами различных масштабов — ориентирование, измерение расстояний на местности. Ориентирование на местности: по карте, компасу. Подготовка к работе ЧИПа электронной системы отметки и использование его при прохождении дистанции ориентирования. 7. Чрезвычайные ситуации природного характера. Теория: Возможные ЧС природного характера на Урале и в Красноуфимском районе. Правила безопасного поведения населения при ЧС природного характера. Профилактика лесных и торфяных пожаров, способы тушения. Практика: Отработка действий при возникновении опасной ситуации природного характера. Эвакуация при ЧС природного характера. Составление списка «тревожного чемоданчика». Работа с ранцевым огнетушителем. 8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Теория: Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Практика: Отработка действий при возникновении опасной ситуации техногенного характера. Эвакуация при ЧС техногенного характера. Составление списка «тревожного чемоданчика». Надевание и снятие противогаза, ОЗК и Л-1. 9. Автономное существование. Теория: Понятие об автономном существовании человека. План действия при необходимости автономного существования. Сигналы бедствия. Добыча и очистка воды. Подножный корм. Растительная пища. Ядовитые растения и грибы. Животная пища. Встреча с дикими животными. Добыча огня. Типы костров. Убежища. Снаряжение для выживания. Практика: Выкладывание сигналов бедствия. Фильтрация воды подручными средствами. Добыча огня. Разведение костра в экстремальных условиях. Устройство убежища. 11 2 год обучения 1. Введение Постановка цели и задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях. 2. Первая помощь пострадавшему. Теория: Ожоги и обморожения. Обморок, шок, потеря сознания. Отравления пищевыми продуктами, газом. Понятие сердечно-лёгочной реанимации. Способы транспортировки пострадавшего и виды носилок. Практика: Наложение повязок при различных травмах, шин, жгута. Сердечно-лёгочная реанимация. Придание пострадавшему устойчивого бокового положения. Изготовление носилок и волокуш из подручных средств. Транспортировка пострадавшего различными способами. 3. Основы туризма – дисциплина «маршрут». Теория. Правила вида спорта «Спортивный туризм», группа дисциплин «маршрут». Понятия и терминология. Виды и классификация маршрутов. Понятие о личном и групповом снаряжении для похода. Личное снаряжение для похода. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Как готовить личное снаряжение к походу. Правила хранение и использование личного снаряжения. Типы палаток, преимущества и недостатки. Костровое оборудование. Практика. Составление списков личного снаряжения для походов различной продолжительности и сезонов. Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Установка палаток различных типов. Устройство костровища, разведение костра, приготовление простейшей пищи на костре. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. 4. Поисково-спасательные работы в природной среде с применением туристского снаряжения и специального оборудования. Теория: Правила безопасности при проведении поисково-спасательных работ в природной среде. Практика: устройство базового лагеря поисково-спасательных работ. Организация радиосвязи между участниками поисково-спасательных работ. Отработка техники преодоления естественных препятствий с использованием туристского снаряжения. Отработка техники управления катамараном и использование его при спасении утопающего. Организация поиска пострадавших по маршруту на карте. Оказание помощи «пострадавшим». Транспортировка «пострадавшего» в зависимости от травмы, сезона и рельефа местности. 5. Поисково-спасательные работы в техногенной среде с применением туристского снаряжения и специального оборудования. Теория: Правила надевания и снятия средств индивидуальной защиты (противогаз, Л-1, ОЗК, боевая одежда пожарного и т.д.). Правила работы в загазованном помещении. Практика: Простейшие упражнения по поиску и эвакуации пострадавших в «дымокамере». Оказание помощи «пострадавшим». 12 1.5 Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − В ходе освоения программы у обучающихся планируется: Личностные: осознание ценности здорового образа жизни; развитие познавательной самостоятельности; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной жизни; Метапредметные: умение организовать сотрудничество и формулировать своё мнение; умение оценить правильность выполнения учебной задачи; умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению; Предметные: знать основы безопасности на тренировках и соревнованиях; уметь готовить к работе ЧИП электронной системы отметки и использовать его при прохождении дистанций и на тренировках; уметь преодолевать препятствия с помощью личного и командного снаряжения; уметь пользоваться картой и компасом; По окончании первого года обучения Предметные результаты приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета будут знать: что такое «Школа безопасности»; правила ТБ на занятиях; правила дорожного движения для пешехода и велосипедиста; правила пожарной безопасности; правила безопасности на водоёмах; правила личной безопасности на улице и дома; виды туристских и пожарных узлов и их назначение; принципы и правила ведения радиообмена; классификацию ран и их характеристику; виды повязок и правила их наложения; виды и признаки переломов, правила иммобилизации; виды карт; условные знаки карт; что такое магнитное склонение; возможные ЧС природного и техногенного характера на Урале; правила поведения при эвакуации; сигналы бедствия; съедобные и ядовитые грибы и растения; виды и назначение костров; будут уметь: выполнять правила безопасности во время похода, занятий физической подготовки; оказать первую помощь пострадавшему в ДТП, утопающему; эвакуироваться из общественного здания, и дома в случае ЧС; надевать боевую одежду пожарного; завязывать и применять по назначению основные туристские и пожарные узлы; 13 − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − − организовать радиообмен в различных условиях; читать карту и ориентироваться по ней в лесу и в городе; тушить пожар при помощи ранцевого огнетушителя; выкладывать сигналы бедствия; добыть огонь и развести костёр; устроить простейшие убежище в лесу. готовить к работе ЧИП электронной системы отметки и использовать его при прохождении дистанций ориентирования и спортивного туризма. Личностные результаты развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: усвоение обучающимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков; развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. По окончании второго года обучения Предметные результаты: приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных обучающимися в ходе изучения предмета будут знать: правила безопасности при проведении поисково-спасательных работ; причины возможного поведения людей в экстремальных ситуациях; степени и признаки ожогов и обморожений; правила оказания первой помощи пострадавшему при травмах, повреждениях, ожогах, обморожениях, отравлениях, потере сознания; алгоритм сердечно-лёгочной реанимации; способы транспортировки пострадавшего; понятия личного и группового снаряжения; правила надевания и снятия средств индивидуальной защиты. будут уметь: оказывать первую помощь пострадавшему; транспортировать пострадавшего разными способами; придавать пострадавшему устойчивое боковое положение; подгонять снаряжение и осуществлять его мелкий ремонт; маркировать веревку; надевать страховочную систему; уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия дистанций до 2-го класса; используя страховку; устанавливать палатку; обустраивать бивак; разводить костёр и готовить простейшую еду; 14 − готовить к работе ЧИП электронной системы отметки и использовать его при прохождении дистанций ориентирования и спортивного туризма; − ориентироваться на местности при помощи карты и компаса; − работать с компасом; − управлять катамараном и использовать его для спасения утопающего; − правильно надевать и снимать боевую одежду пожарного и средства индивидуальной защиты: противогаз, ОЗК, Л-1; − организовать радиообмен в различных условиях. − − − − − − − − − − − Личностные результаты развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умения ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. 15 2. КОМПЛЕКС ОРГАЗИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Основные № характеристики п/п образовательного процесса 1. Время проведения занятий 2. Количество учебных недель 3. Количество учебных дней 4. Количество часов в неделю 5. Количество часов на учебный год 6. Количество недель в I полугодии 7. Количество недель во II полугодии 8. Начало занятий Группы по годам обучения 1 год 2 год Согласно учебному расписанию 36 36 108 108 6 6 216 216 16 16 20 20 1 сентября 1 сентября 9. Окончание занятий 31 мая 31 мая 10. Начало зимних каникул Окончание зимних каникул Начало летних каникул Окончание летних каникул 31 декабря 31 декабря 9 января 9 января 1 июня 1 июня 31 августа 31 августа 11. 12. 13 Формы контроля 16 тестирование, практическое задание, контрольное задание, ПВД, соревнования Мероприятия и походы вне сетки часов 2.2 Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.2.1 Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Основной учебной базой для проведения теоретических занятий является кабинет, спортзал. Для проведения практических занятий необходимы спортивная площадка, наличие туристского оборудования для походов и экспедиций, индивидуальное и групповое туристское снаряжение. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Наименование Верёвка основная (d 10 мм) статика Верёвка вспомогательная (d 6 мм) по необходимости Система страховочная Карабины туристические Каска туристическая Жумар Спусковое устройство Пантин Секундомер электронный Радиостанции портативные Рулетка 50-100 м Призмы для ориентирования на местности Компас жидкостный Комплект шин иммобилизационных вакуумных Аптечка «ГАЛО» Набор имитаторов ранений и поражений Манекен Самоспасатель фильтрующий Противогаз Боевая одежда пожарного Легкий защитный костюм Л-1 ОЗК Карты топографические учебные Карты топографические спортивные Игры учебные по ориентированию Мультимедиа и экран демонстрационный Виборды/ Конусы оградительные Костровое оборудование (тросик, таганок, сетка и т.п.) Комплект котелков для приготовления пищи Спальный мешок Палатка туристическая с тентом (каркасно-дуговая) четырехместная Тент от дождя Коврик теплоизоляционный Рюкзак объемом не менее 80 литров Топор походный Катамаран-4 Весла (катамаран) 17 Кол-во единиц до 500 м до 20 м 15 шт 75 шт 15 шт 15 шт 15 шт 15 шт 2 шт 5 шт. 1 шт. 15 шт 15 шт 1 1 1 1 1 15 2 6 6 Комплект Комплект Комплект Комплект 40/20 шт Комплект Комплект 15 5 1 15 15 1 1 4 38. 39. 40. Каска водная Жилет спасательный Нормативные документы по виду спорт «Спортивный туризм», видео материалы соревнований 4 4 Комплект метод. материалов Информационное обеспечение: Учебные фильмы «Начинающий ориентировщик или карта знает лучше» https://www.youtube.com/watch?v=OlhfP4OsU5s&t=1s «Как ориентироваться на местности» https://www.youtube.com/watch?v=heRW3luEBYA&t=35s «Почему компас показывает на север?» https://www.youtube.com/watch?v=KjvyzaipS4U&t=18s Презентации Техника вязания узлов «Что такое узел?» https://drive.google.com/file/d/1rjEQGNFDIxrJ3ShBW8g9JxvfYODOu0ka/view Электронная книга «Словарь туриста и краеведа» «https://drive.google.com/file/d/1typc9UamfmH7yfrsFMVSZ9z35kPZO0lo/view 2.2.2 Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Кадровое обеспечение: Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», соответствующую переподготовку без предъявления требований к стажу работы, инструкторскую квалификацию по направлению «Инструктор детско-юношеского туризма». 2.2.3 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебно-методическая литература, электронные издания, печатные пособия: − конспекты занятий; − учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы; − наглядно-иллюстративные материалы: иллюстрации, топографические карты, карточки-задания, презентации, видеоматериалы; − учебная литература. Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Важнейшее требование к занятиям: − дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; − формирование у обучающихся навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала. 18 Методы, используемые в процессе обучения. Все используемые методы условно можно разделить на группы: − методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности; − методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности; − методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п. Может сопровождаться показом. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков. Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация достижений обучаемых, определение ошибок и путей их исправления. Анкетирование, опрос обучающихся позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия на обучаемого, педагогов и родителей. Основными формами обучения являются: − теоретические занятия; − практические занятия; − туристические игры, конкурсы, викторины, турниры; − походы, экскурсии Методические материалы: Методика преподавания в творческом объединении базируется на пособиях: А.Г. Маслов «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» Методическое пособие «Перечень документов по подготовке и проведению соревнований учащихся «Школа безопасности» г. Екатеринбург, 2013г. М.И.Гоголев «Методическое пособие по медико-санитарной подготовке» М., Просвещение, 1985г. Гоголадзе В.Н. «Соревнования по поисково-спасательным работам в природной среде» М., 2004г. Обучение основывается на следующих принципах обучения: личностно ориентированного подхода, природосообразности, вариативности, практической направленности, культуросообразности, свободы выбора решения и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и ответственности, систематичности, последовательности и наглядности в обучении. Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии, технология педагогического сотрудничества и другие. Методы обучения: - словесные (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ); - наглядные (беседа и рассказ сопровождается компьютерными презентациями, демонстрацией наглядного материала, в т.ч.просмотр видеофильмов, иллюстраций); 19 - репродуктивные (выполнение задания по образцу). - практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и историческое ориентирование, походы выходного дня и пр).Гибкая система дополнительного образования позволяет подходить к обучению дифференцированно, в зависимости от потребностей обучающихся, их желания и способностей. В процессе обучения педагог ориентируется на стимулирование обучающихся, на создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы сотворчества, сотрудничества, комфортного психологического климата. Основные слагаемые комфортного психологического климата: 1. Чёткая организация занятий (когда каждый обучающийся занят интересной деятельностью). 2. Похвала за любой маленький и большой успех. 3. Доверительные и доброжелательные отношения педагога с обучающимися. 4. Товарищеские и дружеские отношения между обучающимися. Инструкции: - правила по технике безопасности; - правила пожарной безопасности; - правила электробезопасности; - правила дорожного движения. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал - опросник). Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. Методы контроля: − наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе работы (оценочный материал – лист наблюдения); − анализ продуктов деятельности (оценочный материал – карта анализа продуктов деятельности); − контрольное задание на выполнение практической работы (оценочный материал – экспертный лист). Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 полугодия и по окончании учебного года обучения. Цель промежуточной аттестации: выявление уровня сформированных знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, уровня развития личностных качеств обучающегося в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Промежуточная аттестация обучающихся строится на принципах научности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики деятельности детского творческого объединения и конкретного периода обучения. Формы промежуточной аттестации обучающихся –теоретическая подготовка по программе и практическая часть (уровень освоения практических навыков жизнеобеспечения в природной среде, в том числе через участие в соревнованиях по технике и тактике туризма, ориентированию, походах). Оценочный материал – протокол контрольного занятия. На основании протоколов соревнований по туристской технике 20 присваиваются разряды. Цель итоговой аттестации обучающихся: оценка качества образования в соответствии с прогнозируемыми результатами программы. Показатели оценки результатов обучения по программе: − теоретическая подготовка обучающихся по программе (теоретические знания по основным темам учебного плана программы); − практическая подготовка обучающихся по программе (практические умения и навыки по основным темам учебного плана, предусмотренные программой); − общеучебные умения и навыки обучающихся по программе (учебноинтеллектуальные умения, учебно-организационные умения); − предметные достижения обучающихся; − участие в образовательном процессе. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны контрольно - измерительные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: − опросник для проведения входного контроля; − экспертные листы; − протокол контрольного занятия; − лист наблюдения. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг. 21 Список литературы (информационных источников) Нормативная литература 1. Конвенция о правах ребенка 2. Конституция Российской Федерации 3. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 01.01.2015. 4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) 5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Протокол №11 от 30.11.2016) 6. Концепция развития образования на территории Свердловской области на период до 2035г. (Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от30.03.2018 №162-Д 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ №196 от 09.11.2018г. с изменениями (Приказ Министерства просвещения РФ №533 от 30.09.2020 8. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816) 9. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28) 10. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 N 329-ФЗ. 11. Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). 12. Правила вида спорта «Спортивный туризм». 13. Правила вида спорта «Спортивное ориентирование». 11. Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2019 г. № 702/811 “Об утверждении общих требований к организации и проведению природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность и организациями отдыха детей и их оздоровления» 12.Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Методическая литература А.Г. Маслов «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» Методическое пособие «Перечень документов по подготовке и проведению соревнований учащихся «Школа безопасности» г. Екатеринбург, 2013г. М.И.Гоголев «Методическое пособие по медико-санитарной подготовке» М., Просвещение, 1985г. Гоголадзе В.Н. «Соревнования по поисково-спасательным работам в природной среде» М., 2004г. Моргунова Т.Л. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. - М.: ЦДЮТиК, 2003 Энциклопедия спортивного ориентирования. Такое разное ориентирование. Сборник. Под обще редакцией В.М.Алёшина, ИИПЦ, Воронежский государственный университет, 2009. 22 7. Комплект картографического материала. 8. Правила оказания первой помощи. Электронный http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/AfYX9NREiM.pdf ресурс URL: Специальная литература 1. Алёшин В.М., Карта в спортивном ориентировании.-Ч.1. Воронеж, ВГУ, 2004. 2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. 3. Барчуков И. С., Физическая культура: методики практического обучения. Москва, «Кнорус», 2014. 4. Боген М. М., Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. «Либроком», 2010. 5. Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания. - Феникс, 2008. 6. Вяткин Л А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Пешеходный туризм: Туризм и спортивное ориентирование. М., 2001. 7. Грачев О. К., Физическая культура. Изд. центр МарТ, 2005 В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова, Атлас добровольного спасателя. 2005г. 8. Г.С.Чеурин, Школа экологического выживания, Екб, 1995г. 9. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. 10. Константинов Ю.С. Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Учебно-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. 11. Константинов Ю.С., Рыжков В.М. Программа детского туристского объединения «Пеше-лыжный туризм». М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2015. 12. Купчинов И. Р. Физическое воспитание. Минск, ТетраСистемс, 2006. 13. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; Методическое пособие/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова.- Москва: Издательский Дом «Третий Рим», 2005.- с. 56. 14. Хрипкова А. Г. И др. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Просвещение, 2003. 15. Организации занятий спортивным туризмом с учащимися. [Электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00391341_0.html. Литература, рекомендованная обучающимся 1. А.А.Коструб, Медицинский справочник туриста, М., 1990г. Кузнецов Г. М, Дербенев И. А. Юношам о физической культуре. Екатеринбург, 2004. 2. Куликов В. М, Ротштейн Л. М, Константинова Ю. В. Словарь юного туриста. Москва, 2008. 3. Все о туризме как о виде спорта. [Электронный ресурс] URL: https://www.kakprosto.ru/kak-873351-vse-o-turizme-kak-o-vide-sporta 5. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения, СПб, ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. [Электронный ресурс]URL: http://referad.ru/testi-uprajneniya/index.html 6. Дьяченко А. А, Шаранов А. А. Развитие школьного туризма. [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок. рф /214256/ (дата обращения: 18. 08.2018). 7. Правила соревнований по спортивному ориентированию. [Электронный ресурс]URL: http://frs24.ru/st/pravila-sportivnoe-orientirovanie/ 8. Спортивное ориентирование на местности. [Электронный ресурс] URL: http://life4health.ru/sportivnoe-orientirovanie-na-mestnosti-sut-pravila-polozhenie 9. www.alleng.ru/edu/saf.htm - к уроку, экзамену, книги, пособия 10. www.school-obz.org - ОБЖ. Журнал МЧС России. 11. www.eidos.ru/olymp/obg/ - эвристические олимпиады по ОБЖ 12. http://0bj.ru/ - информация по ОБЖ 14. http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС РФ 15. http://www.gibdd.ru/online/exm/ - ГИБДД России 23