ДООП МИР ВОКРУГ НАС - 1

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ
Протокол № 4
от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО СЮТ
В.Д. Макаров
приказ № 60 «31»августа 2021 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«МИР ВОКРУГ НАС - 1»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы - 4года
Багаева Валерия Викторовна,
педагог дополнительного образования
Злыгостева Надежда Яковлевна,
педагог дополнительного образования

г. Красноуфимск, 2022г.

Комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты)
Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность программы. - Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- Уставом МБУ ДО СЮТ;
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в
МБУ ДО СЮТ.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, значительно расширяется кругозор
учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
Кроме того, изучение родного края становится важнейшим и обязательным
компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками
современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание
взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него,
подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей
младшего школьного возраста (путь познания от доступного, понятного,близкого к сложному).
Опыт походной жизни развивает у обучающихся первоначальные навыки выживания в
природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует
развитию у детей умений интересно и содержательно организовать свой досуг.
Отличительная особенность программы. При разработке дополнительной
общеразвивающей программы «Мир вокруг нас» (далее - Программа) автор опирался на
примерную программу туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы
А.А. Остапец-Свешникова, программы внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю
родной край». Д.В. Смирнов.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ
данной направленности является то, что в нее внесены темы краеведческого характера,
раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории как
города Красноуфимска, так и Свердловской области.
Полученные знания обучающиеся могут использовать на уроках по окружающему
миру, впоследствии географии, КБЖ.
Программа разработана с учётом потребности населения городского округа
Красноуфимск.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех
категорий обучающихся.
Программа формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся.
Новизна: программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников
с туристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и
навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного
практического погружения детей в туристско - краеведческую деятельность. Программа
2

ориентирует обучающихся на дополнительную общеразвивающую программу "Юные
туристы-многоборцы".
Адресат программы: обучающихся: 7-10 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и учитывает их
возрастные особенности: обучающиеся уже подготовлены воспринимать новые для них
понятия и проявить к ним интерес на уровне познавательно-игровой деятельности. Для детей
младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной
активности. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить
двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный
материал (шишки, камешки, палки и др.) стимулируют двигательную и познавательную
активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные
двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера), ребенок
проявляет творчество, мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей
совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий,
которые состоят из теоретической и практической работы. Кроме того, используются такие
формы занятий, как занятие - экскурсия, занятие - выставка, занятие - игра, занятие –
путешествие, занятие-викторина, занятие-поход, что активизирует образовательный процесс,
способствует развитию познавательных навыков обучающихся.
Теоретическая часть включает в себя: краткие пояснения по теме занятия, изучение
туристско-краеведческих терминов, истории родного края, города; знакомство с памятниками
культуры, природы, архитектуры, показ приемов работы. Инструктажи по технике
безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
Каждая тема занятий предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной
деятельности (физические упражнения (физкультминутки); подвижные игры; минисоревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки,
экскурсии), познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы; рисование
природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о
природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок ивидеосюжетов; изготовление
детьми поделок из природных материалов, выполнение мини- проектов). Для каждой темы
программы имеется комплект методических разработок.
Практическая работа: экскурсии по городу, его окрестностям, экскурсии в музеи, на
природу, походы выходного дня, участие в соревнованиях. Выполнение творческих работ из
природного материала, бумаги. Проводятся игры, конкурсы рисунков, плакатов.
Срок реализации программы – 4 года.
Совокупная продолжительность реализации программы составляет – 144 часа.
Режим занятий. Объём учебного времени включает теоретические и практические
занятия, посещение музеев, походы выходного дня. Программа рассчитана на 4 года обучения
по 1 часу в неделю, в том числе походы выходного дня, туристические соревнования, праздники
– 1-2 раза в полугодие.
Форма обучения: очная.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе составляет:
1 года обучения – от 15до 20 человек;
2 года обучения - от 12 до 20 человек;
3 года обучения – от 10 до 20 человек;
4 года обучения –от 8 до 20 человек.
Цель программы: формирование у обучающихся оптимального уровня навыков в
области туризма и краеведения, а также формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
- формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки;
- изучение основ топографии и ориентирования;
- развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся;
3

- развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к
предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях;
- развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со
стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной
целью.
- усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального
здоровья;
- формирование уважения к истории и культуре родного края;
- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе
формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы.
Программа «Мир вокруг нас» - один из путей совершенствования образовательновоспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, усиления ее патриотической
направленности с учетом возможностей для развития ребенка, заложенных в туристскокраеведческой деятельности, прежде всего - способностью приблизить образовательную
деятельность к реальной, окружающей ребенка жизни, создать запоминающийся образ малой
Родины, что позволяет дополнить и углубить имеющиеся базовые программы близкими и
понятными ребенку источниками познания. Экологический аспект дополнительного туристскокраеведческого образования как фактор воспитания включает формирование у обучающихся
сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального
использования природных ресурсов.
Программа «Мир вокруг нас»:
- развивает туристско-краеведческие знания, умения и навыки у обучающихся
младшего школьного звена;
- акцентирует внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом
возрастных особенностей детей данного возраста, но включает в себя темы по начальной
туристской подготовке;
- способствует становлению семейного туризма, так как родители являются
активными участниками и помощниками;
- ограничивает «путешествия» пределами микрорайона, города, а формы путешествий
- тематическими прогулками, экскурсиями, походами, начиная с их подготовки и заканчивая
подведением итогов.
Содержание программы условно можно разделить на три уровня:
Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах
ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при
занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на
местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах
выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам
истории и культуры, русских народных играх, о правилах групповой деятельности на
туристской прогулке и экскурсии.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к
базовым ценностям и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений
обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям
туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к
другим людям.
Результаты третьего (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного
социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурнооздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших, опыта
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
школьниками и принятия на себя ответственности за других.
Планируемые результаты: выпускник со сформированным оптимальным уровнем навыков
туризма и краеведения.

4

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
Учебный план
«Мир вокруг нас» 1 год обучения
В том числе
Наименование темы
№
Общее
Формы
количество Теория Практика
промежуточной
п/п
учебных
аттестации
часов
1. Вводная беседа.
2
1
1
опрос, наблюдение
Инструктаж по ТБ
2. Нам на месте не сидится
6
2
4
наблюдение,
контрольное задание
3. Мой дом, моя школа,
2
1
1
выполнение
школьный двор
творческих
заданий,
анализ
продуктов
деятельности
4. Моя малая Родина
10
1
9
срез знаний
5. Начальная
туристическая
подготовка
5.1 Мы собираемся в поход
10
2
8
наблюдение,
контрольное
задание
5.2 Учимся ориентироваться
6
2
4
наблюдение,
контрольное
задание
ИТОГО:
36
9
27

№
п/п
1.

2

Содержание программы
Название раздела
Форма занятия
Вводная беседа. Инструктаж по ТБ - 2 часа
Знакомство с обучающимися.
«Что такое окружающий мир? Как познают
окружающий мир».
Инструктаж по ТБ: как правильно переходить
улицу, правила поведения на экскурсии в составе
организованной группы.
Практическое занятие
Прогулка в парк (в лес)
«Нам на месте не сидится» - 6 часов
Кто такие туристы?
Туризм и его разновидности (пеший, горный,
водный, вело -, мото-, авто- и т.д.).
Почему и зачем люди путешествуют.
Просмотр мультиков о походах: «Испытание
характером», «Ох и Ах идут в поход»
Знакомство с правилами юных туристов.
Практическое занятие
«Где живут туристы»
Подвижные игры на свежем воздухе
«Мы первоклассные туристы»

Форма
подведения
итогов

беседа

экскурсия

беседа

беседа
диалог

экскурсия
туристическая
эстафета

соревнование
5

3

«Мой дом, моя школа, школьный двор» - 2 часа

4

Понятие «дом»: какие бывают дома
Домашний адрес: про дом, который нельзя забыть.
Моя улица: почему она так названа.
Школа и школьный двор: местоположение в
населённом пункте.
Безопасный маршрут от дома до школы.
Практическое занятие
«Дом, в котором я живу»
«Моя малая Родина» - 10 часов

5

«Город, в котором я живу».
«История
города:
далекое
прошлое.
Знакомство с историческими зданиями».
Современный город Красноуфимск.
Практическое занятие
Диво с Дивьей горы, парк «Целитель»
В
лабиринтах
старых
улиц
(улица
Пролетарская, Ленина). Быль и легенды
подземного города. Торговые ряды.
Памятник архитектуры – железнодорожный
вокзал
Экскурсия к памятнику – паровозу.
Казачья изба – единственно сохранившийся
памятник крепости Красноуфимск.
Мой город Красноуфимск
«Начальная туристская подготовка»
5.1Мы собираемся в поход – 10 часов
Знакомство с туристским снаряжением.
Личное и групповое снаряжение туриста
первоклассника.
Туристический рюкзак: правила укладки
вещей в рюкзак
Правила движения туристической группы по
дорогам, пересеченной местности. ТБ.
Прогулка в лес / парк «Мороз и солнце».
Практическое занятие
«Пора в поход», «Трудное препятствие»,
«Укладка рюкзаков».
«Мы собираемся в поход»
«Смешарики идут в поход»: Нюша собирает
рюкзак.
«Я - турист», «Мы туристы-первоклассники»
«Мама, папа, я - туристская семья»
5.2 Учимся ориентироваться – 6 ч.
Что такое компас? Для чего предназначен
компас? История компаса.
Прогулка «к горизонту». Рассматривание
картин и иллюстраций с изображением линии
горизонта.
Понятие «План, схема, карта».
Выход на возвышенное место,рассматривание
линии горизонта.

беседа

индивидуальна
я работа

выставка

беседа

экскурсия
экскурсия
экскурсия
экскурсия
круглый стол

тестовое задание

беседа

экскурсия

круглый стол

туристическая
эстафета
брей-ринг
тестовые
задания
поход
выходного дня

беседа

тест

занятие на местности
игра

практические
задания по
работе с
компасом,
планом

игра
игра компьютерная

6

Определение сторон горизонта по компасу.
Практическое занятие
Занятие на местности «В поисках клада»

игра

2.

Учебный план
«Мир вокруг нас» 2 год обучения
Общее
Наименование темы
В том числе
количество Теория Практика
учебных
часов
Вводная беседа.
2
1
1
Инструктаж по ТБ
Нам на месте не сидится
4
4

3.

Мой микрорайон

4.

Природа
Родины

5

№
п/п

1.

2

1

1

малой

8

2

6

5.1

Начальная туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

14

4

10

5.2

Учимся ориентироваться

6

2

4

36

10

26

моей

ИТОГО:

№
п/п
1.

2

3

Содержание программы
Название раздела
Форма занятия
Вводная беседа. Инструктаж по ТБ - 2 часа
Кодекс туристов - второклассников
«Как я провел лето».
Инструктаж по ТБ: как правильно переходить
улицу, правила поведения на экскурсии в
составе организованной группы.
Конкурс рисунков ко дню туризма «Мы
туристы-второклассники»
«Нам на месте не сидится» - 4 часа
Прогулка в парк (в лес) «В гости к осени».
«Осенний калейдоскоп»
Подвижные игры
«Мой микрорайон» - 2 часа
В этих домах живут мои друзья –
одноклассники.
Ориентирование по карте микрорайона.
Самая красивая улица микрорайона.

соревнования

Формы
промежуточной
аттестации
опрос, наблюдение
наблюдение,
контрольное задание
наблюдение,
контрольное
задание
выполнение
творческих заданий,
срез знаний
наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание

Форма подведения
итогов

беседа

беседа
выставка
экскурсия
игра

беседа
викторина

беседа
занятие на
местности
7

4

5

Природа моей малой Родины» - 8 часов
Знакомство с природой родного края. Правила
поведения в природе.
Забота о лесе.
Река Уфа. Река Сарга. Почему реки имеют свои
имена.
Животный мир нашего края
Природа нашего края «Зима - покой природы».
Сезонные изменения в природе. Прогулка в
лес/парк «Мороз и солнце». Подвижные игры.
Весна пришла… Сезонные изменения в
природе весной.
Начальная туристская подготовка
5.1 Мы собираемся в поход – 14 часов
Личное и групповое снаряжение туриста
второклассника.
Туристический рюкзак: правила укладки вещей
в рюкзак
Организация туристического быта. Костер,
правила заготовки дров. ТБ при разжигании
костра
Обязанности туристов в походе.
Правила движения туристической группы по
дорогам, пересеченной местности. ТБ.
Практическое занятие
«Трудное препятствие»,
Компьютерная игра: «Смешарики идут в
поход»: Копатыч в лесу. Фотограф - Крош
«Мама, папа, я – туристическая семья »
«В поход - готовы!»
Учимся ориентироваться – 6 ч.
5.2 Ориентирование по местным признакам
Первоначальное понятие о топографии и
топознаках.
Изучение топознаков.
Определение сторон горизонта по компасу.
Определение сторон горизонта по местным
признакам.
Практическое занятие
Чтение топографической карты.
Компьютерная игра: «Смешарики идут в
поход»: Загадки Бараша
Игра на местности «В поисках сокровищ»

беседа
экскурсия
экскурсия в
краеведческий
музей
экскурсия
викторина
беседа

туристичекие
соревнования
семейный поход
выходного дня

эстафета с
элементами
соревнования
тестовые задания

беседа

занятие на
местности
тест
игра
компьютерная

тестовые задания

Учебный план
«Мир вокруг нас» 3 год обучения
В том числе
Наименование темы
№
Общее
Формы
количество
п/п
Теория
Практика промежуточной
учебных
аттестации
часов
1. Вводная беседа.
2
1
1
опрос,
Инструктаж по ТБ
наблюдение
2. Нам на месте не сидится
2
1
1
наблюдение,
8

контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание
срез знаний

3.

Наше здоровье в наших руках

4

1

3

4.

Как сберечь природу родного
края

6

2

4

5

Уральские самоцветы

2

1

1

выполнение
творческих
заданий

6
6.1

Начальная
туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

14

4

10

6.2

Учимся ориентироваться

6

2

4

наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание

ИТОГО:
№
п/п
1.

2

3

4

36
12
24
Содержание программы
Название раздела
Форма занятия

Вводная беседа. Инструктаж по ТБ - 2 часа
Законы, нормы, правила туриста. Инструктаж
по
ТБ:
правила
поведения
юных
путешественников на занятиях, требования по
соблюдению техники безопасности во время
туристской прогулки, похода.
«Нам на месте не сидится» 2 часа
Польза и значение туризма (прогулок и
экскурсий) для оздоровления организма
человека.
Общественно полезные и личностно значимые
дела юных путешественников на экскурсиях и
туристских прогулках.
Конкурс
рисунка,
приуроченный
к
Всемирному дню туризма
«Наше здоровье в наших руках» 4 часа
Почему так важно быть здоровым
Правилам безопасного поведения человека в
природе
Тематические
экскурсии
по
здоровьесбережению
в
музее
земской
медицины.
Прогулка «В лес за здоровьем»
«Как сберечь природу» 6 часов
Знакомство с ботаническими памятниками
природы города - гора Березовая, гора
Сосновая.
Правила поведения во время прогулки на
территории
ботанического
памятника.
Знакомство с предупредительными знаками на

Форма подведения
итогов

беседа

беседа

выставка

беседа
тест
кроссворд
экскурсия
экскурсия
беседа
экскурсия
беседа
9

5

6

№
п/п

1.

территории парков.
Водоемы родного края – озеро Юртовское,
река Сарга.
Экология водоемов Красноуфимска.
«Уральские самоцветы» 2 часа
Полезные ископаемые Урала.
Урал – сокровищница России.
Экскурсия
на
станцию
туристов,
в
геологический музей.
«Начальная туристская подготовка»
6.1Мы собираемся в поход – 14 часов
Туристское снаряжение
Личное и групповое снаряжение. Особенности
подбора снаряжения в зависимости от условий
похода.
Подготовка похода. Правила организации
туристского похода. Составление
плана
похода.
Способы
передвижения
юных
путешественников. Преодоление простейших
естественных препятствий: канав, небольших
оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж
(без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).
Правила
безопасного
преодоления
естественных и искусственных препятствий.
Правила организации бивуака.
Обязанности туристов в походе.
Прогулка «В гости к Зимушке»
Практическое занятие
Туристические старты «Кубок Снеговика»
Поход выходного дня в район горы
Атамановская (посещение метеостанции)/
Аликаев камень
6.2.Учимся ориентироваться – 6 часов
Работа с компасом. Ориентирование по
сторонам горизонта. Определение сторон
горизонта по солнцу, объектам растительного и
животного мира, по местным признакам.
Практическая работа
Топографические диктанты.
Работа с компасом: определение сторон
горизонта на местности.
Топографическая карта: ориентирование на
местности в районе горы Березовая

экскурсия
беседа
беседа

кроссворд

экскурсия

беседа

экскурсия
поход

соревнования

поход
беседа
занятие на
местности
тест
соревнование

Учебный план
«Мир вокруг нас» 4 год обучения
Наименование темы
В том числе
Общее
Формы
количество Теория Практика промежуточной
учебных
аттестации
часов
1
1
Вводная беседа.
опрос,
Инструктаж по ТБ
наблюдение
10

2.

Наше здоровье в наших руках

2.1

Личная гигиена туриста, здоровье
туриста

2

1

1

2.2

Основные
приемы
оказания
первой доврачебной помощи
Как сберечь природу родного края

2

1

1

9

3

6

выполнение
творческих
заданий

4.1

Начальная
туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

16

4

12

4.2

Учимся ориентироваться

6

2

4

наблюдение,
контрольное
задание, опрос
наблюдение,
контрольное
задание

3.

4

наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание
срез знаний

ИТОГО:
№
п/п
1.

2

36
12
24
Содержание программы
Название раздела
Форма занятия

Вводная беседа. Инструктаж по ТБ - 1 час
Дисциплина в походе и на занятиях – основа
безопасности.
Инструктаж по технике безопасностиобучающихся:
техника безопасности на занятиях и тренировках,
правила поведения в учреждении, обеспечение
пожарной безопасности, порядок эвакуации из
здания, действия при возникновении ЧС. Правила
дорожного движения. Правила поведения в
незнакомом населенном пункте.
Порядок движения группы на маршруте.
Туристский строй. Режим движения, темп.
Обязанности направляющего и замыкающего в
группе.
«Наше здоровье в наших руках»
2.1 Личная гигиена туриста, здоровье туриста 2 часа
Понятие о гигиене.
Гигиена обуви и одежды.
Правила соблюдения личной гигиены на
туристских прогулках.
Практические занятия.
Подвижная играэстафета «Мы выбираем туризм и здоровье!».
2.2. Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи – 2 часа
Помощь при травмах. Как избежать теплового и
солнечного удара, обморожения на прогулке.
Укусы насекомых.
Оказание первой доврачебной помощи при

Форма
подведения
итогов

беседа

беседа

соревнования
беседа

11

3

4

порезах, ссадинах, мозолях. Необходимая помощь.
Способы обработки. Профилактика.
Практические
занятия
Оказание
первой
доврачебной помощи при царапинах, порезах.
«Как сберечь природу» 9 часов
«Кодекс»
туриста
по
охране
природы.
Соблюдение правил экологической безопасности.
«Древняя» история нашего края
Практические занятия
Поход выходного дня в район горы Атамановская
/Сосновая
«Начальная туристская подготовка»
4.1. Мы собираемся в поход – 16 часов
Групповое снаряжение и уход за ним
Требования к групповому снаряжению и правила
ухода за ним.
Кухонное и костровое снаряжение: котелки,
саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка,
половники, ножи, упаковка для продуктов питания.
Питьевой режим на маршруте.
Правила организации бивуака. Приготовление
пищи на костре. Фасовка, упаковка и переноска
продуктов в рюкзаках. Составление меню для
похода.
Подготовка
похода.
Правила
организации
туристского похода.
Должности в группе постоянные и временные.
Командир группы.
Практические занятия.
Поход выходного дня: природный парк «Оленьи
ручьи»/ Аликаев камень
Практические занятия. Техника преодоления
естественных
препятствий:
склонов.
Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении
препятствий.
Практические занятия. Участие в туристском
слете и соревнованиях по туризму.

беседа

поход

викторина
кроссворд

беседа

поход

практические
задания

беседа

зачет

12

4.2. Учимся ориентироваться – 6 ч.
Масштаб. Рельеф и способы его изображения на
топографической карте. Азимут.
Топографические знаки.
Экскурсионное ориентирование: Экскурсионные
объекты; памятники истории, архитектуры,
искусства, природы города Красноуфимска.
Практическая работа:
Работа с картами различного масштаба.
Движение по азимуту на заданное расстояние
Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут»
на соревнованиях по спортивному ориентированию.
Участие
в
городских
соревнованиях
по
историческому ориентированию.

беседа

занятие на
местности

соревнование
соревнование

беседа

13

Планируемые результаты
1 год обучения
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки;
-правила дорожной безопасности;
- понятие «окружающий мир», способы его познания;
- понятие «туризм», основные виды туризма;
- безопасный маршрут от школы до дома;
-основные достопримечательности города и их особенности;
- название туристского снаряжения;
- правила движения туристической группы по пересеченной местности;
- понятие «план, схема, карта»
- понятие «ориентирование», «компас», его историю возникновения.
Обучающиеся должны уметь:
-выполнять правила поведения в природе;
- соблюдать правила дорожного движения;
-выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора;
-пересказывать маршрут движения;
-описывать наблюдаемую действительность; составлять рассказы;
- подбирать личное и групповое снаряжение
-выполнять простейшие туристические задания;
- определять стороны горизонта по компасу.
год обучения
Обучающиеся должны знать:
- особенности микрорайона образовательного учреждения;
- особенности природных условий родного края;
- водные ресурсы нашего города, животный мир края;
- требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;
- обязанности туристов в группе;
- технику безопасности при разведении костра;
-понятие «топография», «топографические знаки»;
- технику безопасности при разведении костра
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться туристско-краеведческой терминологией;
- соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность;
-способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
-ориентироваться по плану микрорайона;
-пользоваться картой и компасом;
- уметь читать топографическую карту с малым количеством топознаков;
- развести костер.
3 год обучения
Обучающиеся должны знать:
- законы, нормы и правила туриста;
- ботанические памятники природы города;
- предупредительны знаки на территории ботанических памятников;
- полезные ископаемые и минералы Урала;
-правила организации похода, разбивки бивуака;
-экологические требования к выбору маршрутов;
-основные санитарно-гигиенические нормы и правила в походе.
Обучающиеся должны уметь:
- рассказывать об оздоровительном эффекте от путешествий, оказываемом на организм
2

14

человека.

15

- оценить экологическую обстановку на территории памятников природы, водоемов
города;
- составлять план похода, перечни личного и группового снаряжения для походов;
- владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и
искусственных препятствий.
- оказывать помощь при обустройстве бивака;
- ориентироваться по сторонам горизонта по местным признакам.
4

год обучения

Обучающиеся должны знать:
-понятие «туристический строй», «темп и ритм движения», обязанности направляющего и
замыкающего туристическом походе;
- основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
- понятие «личная гигиена», правила соблюдения личной гигиены в туристических
походах, прогулках;
-специфику организации питания в туристском походе, порядок приготовления пищи на
костре;
-основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, мозолях,
укусах насекомых, тепловых и солнечных ударах. Способы обработки, профилактику;
- древнюю историю нашего края;
- понятие «кухонное и костровое снаряжение», «питьевой режим»,
- правила безопасности при приготовлении пищи на костре, фасовки, упаковки и
переноски продуктов в рюкзаке;
- понятие «масштаб», «рельеф», «азимут».
Обучающиеся должны уметь:
- правильно планировать место бивака и организовать оптимальную последовательность
бивачных работ;
- выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов
туристской группы;
—упаковывать продукты питания для участия в туристской прогулке,
- определять на основании меню список необходимых продуктов;
- ориентировать карту при помощи компаса;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- организовывать взаимопомощь при преодолении препятствий.
Календарный учебный график
Начало учебного года
01 сентября 2019 г.
Окончание учебного
31 мая 2020 г.
года
Продолжительность
36 учебных недель
учебного года
Начало занятий
10.00 час.
Окончание занятий
19.00 час.
Периодичность
Входной контроль осуществляется в период с 01
текущего контроля
сентября по 15 сентября.
успеваемости и
Текущий контроль осуществляется с 15 сентября по 19
промежуточной аттестации
декабря, с 09 января по 19 мая.
обучающихся
Промежуточная аттестация осуществляется в период с
20 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20 по 31 мая.

16

Оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль: собеседование, анкетирование с целью выявления образовательного уровня
обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение, походы
выходного дня со 2-4 года обучения, (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы.
- анализ творческих работ обучающихся;
- тестовые задания на знание истории города;
- кроссворды по краеведению и туризму,
- викторины, тесты по разделам.
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в историческом, спортивном ориентировании;
- участие в походах выходного дня, выполнение практических заданий;
- практические занятия по топографии и ориентированию, работа с картой, планом местности.
Итоговый контроль:
- тестовое задание по разделу «Начальная туристическая подготовка»
- соревнования по спортивному туризму для младших школьников «Туристический марафон»
Показатели делятся на несколько групп.
Первая группа показателей – теоретическая подготовка обучающегося включает:
- теоретические знания по программе – то, что в программе обычно определяется словами
«должны знать» по разделам программы.
- владение специальной терминологией по тематике программы – набором основных понятий,
отражающих специфику изучаемого предмета.
Вторая группа показателей – практическая подготовка обучающегося включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой, - то, что обычно определяется
словами «Должны уметь». Все формы итоговой аттестации проводятся во время учебных занятий
в рамках учебного расписания.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся к программе
разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание,
методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система
оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: протоколы
контрольных занятий; - лист наблюдения. Периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом
самостоятельно.
Обучающиеся, проявившие определённые качества в походах могут быть представлены к
награждению тематическими значками «Первый поход», «Юный путешественник России 1-9
степени» в соответствии с Положением о системе поощрения в детском туризме» ФГБОУ ДО
ФЦДЮТИК от 30.05.2018г.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение
текущего, контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и
оценки удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
По окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать
определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые
можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной
коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Методические материалы
Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для её
реализации.
Методика преподавания в объединении базируется на пособиях: программа туристско-

17

краеведческой деятельности учащихся начальной школы А.А. Остапец-Свешникова, программы
внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов.
Программа учитывает содержание нормативных документов по туристско-краеведческой
работе с учащимися: «Инструкцию по организации и проведению туристских походов,экспедиций
и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»,
«Общими требованиями по технике безопасности при проведении туристских походов, слетов,
соревнований, лагерных сборов».
Данный курс программы предполагает использование методов обучения:
- словесный (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ);
- наглядный (просмотр видеофильмов, иллюстраций);
- практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных
объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и
историческое ориентирование, походы выходного дня и пр).
Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностноориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии,
технология педагогического сотрудничества и другие.
Основные направления программы:
1. Туристско – краеведческое позволяет сделать впечатления детей выразительнее,
эмоциональнее, точнее. Прогулки, экскурсии, походы способствуют и физическому развитию
учащихся младшего школьного звена, используя и дополняя навыки и умения, полученные на
занятиях по физкультуре. В то же время опыт прогулок, походов позволяет разнообразить формы
проведения занятий по физической культуре, окружающему миру.
2.Семейное направление способствует формированию у взрослых и детей чувства
коллективизма, ответственности. Трудности походной жизни вырабатывают выдержку,
выносливость, настойчивость. Устройство походного быта, приготовление пищи на костре,
наблюдение за окружающей природой – всему этому можно научиться в семейных походах.
3.Формирование здорового образа жизни включает в себя не только охрану здоровья
обучающихся, но и формирование, укрепление, воспитание у них культуры здоровья, а также
содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
– подвижные игры на свежем воздухе;
– физкультминутки на теоретических занятиях;
– организация туристической эстафеты,
– ориентирование на местности.
Перечень материально-методического обеспечения для реализации курса программы «Мир
вокруг нас».
Оборудование:
- столы, стулья, мультимедийное оборудование.
Туристическое снаряжение:
- предметы туристического быта (палатка, рюкзак, коврик, спальный мешок, походные
котлы, набор продуктов)
- туристические коврики, рюкзаки, веревки, карабины
Материалы и инструменты;
- лупа, карта физическая, карта геологическая;
- компас, топографическая карта различного масштаба, курвиметр, линейка, транспортир;
- краски, цветные карандаши, фломастеры, ватман, картон, резинки, мелки, альбомы для
рисования;
- бинты разные, жгут.
Раздаточный материал:
- карточки-задания, карточки с алгоритмом выполнения практических работ.
Наглядные пособия:
- коллекция горных пород;
- коллекция окаменелостей;
- дидактическое пособие «Что возьмем с собой в поход»;
- дидактическое пособие «Организация бивуака»
18

- фотосборник «Архитектурные и исторические памятники города Красноуфимска»;
- дидактическое пособие «Топографические знаки»;
- дидактическое пособие «Костер: виды костров»;
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.

19

Список литературы
1.
Козлова Ю.В. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера,
2004
2.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию
учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня
3.
Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для
детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. – 96с.
4.
Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины,
экскурсии/ авт.-сост. – В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.
5.
Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной
школы. А.А. Остапец – Свешников. Москва, 1991 г.
6.
Программа «Крестьяноведение. Школа раннего развития». ОНМЦ, г. Екатеринбург,
1998 год
7.
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.
– М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.
8.
Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками:
учебно-методическое пособие/ С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
157с.
9.
Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 158с.
Дополнительная литература
10. Веревка – выручалка. Идем в поход. Издание для досуга. – М.: «Эгмонт Россия», 2010.
11.
Зотова Н.В. Все о выживании в походе. Азбука туриста. – Х.: Веста, 2010. – 64с.
12.
Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории,
культуре, географии Урала/ Общая редакция и научн. перераб. И.С. Огоновской. – Екатеринбург:
«Издательский дом «СОКРАТ», 2006. – 512с.
13.
Походная книга Муми-тролля/ Сами Малила- СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2010.- 143с.
14. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области. / Учебное пособие для
начальной школы (3-4 кл.). – Екатеринбург: ООО «Форум книга», 2007. – 148с.
15.
Сосновская Р.Л. Идем в поход!? Советы начинающему туристу. 2-е издание. Москва:
Товарищество научных изданий КМК. 2012. 110с.
16. «Ох и Ах идут в поход»: Мультсказка Л. Зубкова. – М.: «Яблоко», 2012
Нормативно-правовые документы
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением
правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
3.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».