Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ Протокол №_4_ от « 31 » августа_ 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО СЮТ __________ В.Д. Макаров приказ № 60 « 31 » августа_2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ЮНЫЙ ТУРИСТ: ИЗУЧАЮ РОДНОЙ КРАЙ» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации программы - 4года Русинова Анастасия Вадимовна, педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория г. Красноуфимск, 2022г. 1 ФИО Занимаемая должность Педагогический стаж Трудовой стаж в данном ОУ Наличие квалификационной категории Сведения об образовании Повышение квалификации Русинова Анастасия Вадимовна Педагог дополнительного образования 11 лет 11 года Первая квалификационная категория ФГБОУ ВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия», экономист, "Финансы и кредит", 2012 год Красноуфимский педагогический колледж, учитель иностранного языка начальной и основной общеобразовательной школы, 2007год ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» «Педагогика дополнительного образования. Педагогические системы развития творчества» (320 часов), 2017год ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте РФ» - «Проектирование образовательного процесса в контексте стратегической модели управления развитием организации» (52 часа), 2018 год ГАОУДПО СО «Институт развития образования» - «Вариативный характер оценки образовательных результатов в системе дополнительного образования» - (16 часов), 2018 год ООО «Федерация спортивного туризма России»МРОО «Федерация спортивного туризма ХМАО-Югры» - «Организация и проведение соревнований «Школа безопасности» «Юный спасатель» (72 часа), 2018 год ГАУДО СО «Дворец молодежи» г. Екатеринбург - «Повышение квалификации судей по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанция» - (8 часов), 2018год. ФСТ Свердловской области «Школа начальной подготовки» - Инструктор детско-юношеского туризма, 2019 год 2 Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) Пояснительная записка Направленность программы: туристско-краеведческая. Актуальность программы. - Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р; - Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Уставом МБУ ДО СЮТ; - Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МБУ ДО СЮТ. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательновоспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско краеведческая деятельность является комплексным средством в деле воспитания и образования обучающихся. Туризм, как основная составляющая, открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Кроме того, изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей младшего школьного возраста (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). Опыт походной жизни развивает у обучающихся первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умений интересно и содержательно организовать свой досуг. Туризм является ярким воплощением в жизнь педагогики коллективной творческой деятельности. Отличительная особенность программы. При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Юный турист: изучаю родной край» (далее - Программа) автор опирался на программу внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности П.В. Степанова, программы внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов. Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены темы краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории, как города Красноуфимска, так и Свердловской области, в целях сохранения традиций округа и формирования патриотического самосознания обучающихся. Полученные знания обучающиеся могут использовать на уроках по окружающему миру, впоследствии географии, КБЖ. Программа разработана с учётом потребности населения городского округа Красноуфимск. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся. Программа формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся. Новизна: программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско - краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. 3 Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристско - краеведческую деятельность. Программа ориентирует обучающихся на дополнительную общеразвивающую программу "Юные туристы-многоборцы". Адресат программы: обучающихся: 7-10 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и учитывает их возрастные особенности: обучающиеся уже подготовлены воспринимать новые для них понятия и проявить к ним интерес на уровне познавательно-игровой деятельности. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, камешки, палки и др.) стимулируют двигательную и познавательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера), ребенок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Кроме того, учебная деятельность в начальной школе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы. Кроме того, используются такие формы занятий, как занятие - экскурсия, занятие - выставка, занятие - игра, занятие – путешествие, занятиевикторина, занятие-поход, что активизирует образовательный процесс, способствует развитию познавательных навыков обучающихся. Теоретическая часть включает в себя: краткие пояснения по теме занятия, изучение туристскокраеведческих терминов, истории родного края, города; знакомство с памятниками культуры, природы, архитектуры, показ приемов работы. Инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Каждая тема занятий предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения (физкультминутки); подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки, экскурсии), познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, выполнение мини-проектов). Для каждой темы программы имеется комплект методических разработок. Практическая работа: экскурсии по городу, его окрестностям, экскурсии в музеи, на природу, походы выходного дня, участие в соревнованиях. Выполнение творческих работ из природного материала, бумаги. Проводятся игры, конкурсы рисунков, плакатов. Срок реализации программы – 4 года. Совокупная продолжительность реализации программы составляет – 288 часов. Режим занятий. Объём учебного времени включает теоретические и практические занятия, посещение музеев, походы выходного дня. Программа рассчитана на 4 года обучения по 2 часа в неделю, в том числе походы выходного дня, туристические соревнования, праздники – 1-2 раза в полугодие. Форма обучения: очная. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе составляет: 1 года обучения - 15 человек; 2 года обучения - 12 человек; 3 года обучения - 10 человек; 4 года обучения –8 человек. Цель программы: формирование у обучающихся первоначальных туристических навыков, их общефизическое развитие средствами туристско-краеведческой деятельности. 4 Задачи: - формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки; - изучение основ топографии и ориентирования; - развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся; - развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях; - развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью; - усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья; - формирование уважения к истории и культуре родного края; - воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы. Программа «Юный турист: изучаю родной край» - один из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, усиления ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития ребенка, заложенных в туристско-краеведческой деятельности, прежде всего - способностью приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребенка жизни, создать запоминающийся образ малой Родины, что позволяет дополнить и углубить имеющиеся базовые программы близкими и понятными ребенку источниками познания. Экологический аспект дополнительного туристскокраеведческого образования как фактор воспитания включает формирование у обучающихся сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Программа «Юный турист: изучаю родной край»: - развивает туристско-краеведческие знания, умения и навыки у обучающихся младшего школьного звена; - акцентирует внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, но включает в себя темы по начальной туристской подготовке; - способствует становлению семейного туризма, так как родители являются активными участниками и помощниками; - ограничивает «путешествия» пределами микрорайона, города, а формы путешествий тематическими прогулками, экскурсиями, походами, начиная с их подготовки и заканчивая подведением итогов. Содержание программы условно можно разделить на три уровня: Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, русских народных играх, о правилах групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям. Результаты третьего (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурнооздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и принятия на себя ответственности за других. 5 Планируемые результаты: выпускник со сформированным оптимальным уровнем навыков туризма и краеведения. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации Учебный план «Юный турист: изучаю родной край», 1 год обучения № Наименование Кол-во Теория Практика Формы п/п раздела часов промежуточной аттестации 2 2 0 опрос, наблюдение 1. Вводное занятие Правила поведения юных путешественников 6 2 4 2 Наше здоровье в наших зачетные мероприятия руках различной формы и организации 3 Азбука краеведения 14 4 10 выполнение творческих заданий 20 6 14 4 Азбука туристско-бытовых зачетные мероприятия навыков различной формы и организации 16 6 10 5 Азбука туристского выполнение ориентирования рисуночных тестов, практические работы 14 4 10 6 Азбука путешественника практические работы, походы выходного дня ВСЕГО 72 24 48 Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Правила поведения юных путешественников Теория: Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Роль туризма и краеведения в познании окружающего мира и самого себя. Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу). Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. Знакомство с планом работы объединения, массовыми мероприятиями Практическая работа: Беседа, игры на тему «Давай познакомимся». Раздел 2. «Наше здоровье в наших руках» Теория: Что такое здоровье? Гигиена и физкультура – это два наших друга. Экскурсия: музей земской медицины. Практические занятия: Беседа, подвижные игры на свежем воздухе, спортивная эстафета. Раздел 3. Азбука краеведения Край, в котором я живу. История освоения и заселения территории Красноуфимска. Географическое положение территории города на карте области. Мифы и легенды Красноуфимска. Никто не забыт, ничто не забыто. Практическое занятие: Диво с Дивьей горы, парк «Целитель» В лабиринтах старых улиц (улица Пролетарская, Ленина). Быль и легенды подземного города. Торговые ряды. Памятник архитектуры – железнодорожный вокзал, экскурсия к памятнику – паровозу. Казачья изба – единственно сохранившийся памятник крепости Красноуфимск. 6 Викторина, выставка рисунков по теме «Мой город Красноуфимск». Участие в соревнованиях по историческому ориентированию, семейных прогулках. Раздел 4. Азбука туристско-бытовых навыков Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках. Правила поведения при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Личное и групповое снаряжение юного путешественника. Укладка и регулировка рюкзачка. Правила движения туристической группы по дорогам, пересеченной местности. ТБ. Практические занятия: Туристическая эстафета: «Пора в поход», «Трудное препятствие», Укладка рюкзака. Техника подъема-спуска по склону спортивным способом. Движение по пересеченной местности. Поход выходного дня «В лес за здоровьем». Участие в туристических соревнованиях, слетах. Раздел5. Азбука туристского ориентирования Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе Домашний адрес: про дом, который нельзя забыть. Моя улица: почему она так названа. Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. Безопасный маршрут от дома до школы. Что такое компас? Для чего предназначен компас? История компаса. Прогулка «к горизонту». Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта. Понятие «План, схема, карта». Практические занятия: творческая работа «Дом, в котором я живу» Безопасный маршрут от школы до дома. Определение сторон горизонта по местным признакам. Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта. Определение сторон горизонта по компасу. Участие в соревнованиях по ориентированию. Раздел 6.Азбука путешественника В гостях у путешественников — героев сказок. Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои: пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах (лодки, корабли), на летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях и т. п. Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас и т.д Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком). Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий. Природное наследие. Сезонные изменения в природе. Практические занятия: Экскурсия в городской парк, викторина. Оформление отчета по экскурсии, выполнение рисунков, поделок. Подготовка сообщений, докладов. Походы выходного дня. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации Учебный план «Юный турист: изучаю родной край», 2 год обучения № Наименование Кол-во Теория Практика Формы п/п раздела часов промежуточной аттестации 1. Вводное занятие 2 2 0 опрос, наблюдение Правила поведения юных путешественников 7 2 Наше здоровье в наших руках 6 2 4 3 Азбука краеведения 14 6 8 4 Азбука туристско-бытовых навыков 20 8 12 5 Азбука туристского ориентирования 16 6 10 6 Азбука путешественника 14 4 10 28 44 ВСЕГО 72 зачетные мероприятия различной формы и организации выполнение творческих заданий зачетные мероприятия различной формы и организации выполнение рисуночных тестов, практические работы практические работы, походы выходного дня Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Правила поведения юных путешественников Теория: Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. Кодекс туристов - второклассников Знакомство с планом работы объединения, массовыми мероприятиями Практические занятия: Конкурс рисунков ко дню туризма «Мы туристы-второклассники» Раздел 2. «Наше здоровье в наших руках» Теория: Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках. Гигиена одежды и обуви Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Комплекс физических упражнений и подвижные игры для развития общей и специальной выносливости. Тематические экскурсии по здоровьесбережению в музее земской медицины. Практические занятия: Беседа, подвижные игры на свежем воздухе, спортивная эстафета. Раздел 3. Азбука краеведения Знакомство с природой родного края. Правила поведения в природе. Забота о лесе. Река Уфа. Река Сарга. Почему реки имеют свои имена. Животный мир нашего края. Тематические экскурсии в краеведческий музей. Практическое занятие: Выполнение рисунков, поделок по пройденным темам. Игра, викторина «История в картинках». Участие в соревнованиях по историческому ориентированию, семейных прогулках. Раздел 4. Азбука туристско-бытовых навыков Личное и групповое снаряжение туриста второклассника. Туристический рюкзак: правила укладки вещей в рюкзак Организация туристического быта. Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана природы. Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы. Заготовка хвороста и валежника для костра. ТБ при разжигании костра Обязанности туристов в походе: временные и постоянные. Правила движения туристической группы по дорогам, пересеченной местности. ТБ. Правила движения туристической группы по дорогам, пересеченной местности. ТБ. Практические занятия: Туристическая эстафета. Укладка рюкзака. Техника подъема-спуска по склону спортивным способом. Движение по пересеченной местности. Поход выходного дня 8 «Мама, папа я – туристская семья» в район Желтого камня. Участие в туристических соревнованиях, слетах. Раздел5. Азбука туристского ориентирования В этих домах живут мои друзья – одноклассники. Самая красивая улица микрорайона. Ориентирование по местным признакам. Первоначальное понятие о топографии и топознаках. Изучение топознаков. Определение сторон горизонта по компасу. Определение сторон горизонта по местным признакам. Практические занятия: Ориентирование по плану микрорайона. Чтение топографической карты. Компьютерная игра: «Смешарики идут в поход»: Загадки Бараша. Игра на местности «В поисках сокровищ». Участие в соревнованиях по ориентированию. Раздел 6.Азбука путешественника Правила безопасного проведения в природе. Дикорастущие и культурные растения края. Лекарственные и ядовитые растения. Правила сбора растений. Растения Красной книги. Походная аптечка. Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Природное наследие. Наблюдение за природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа). Практические занятия: Экскурсия в городской парк, викторина. Подвижные игры. Оформление отчета по экскурсии, выполнение рисунков, поделок. Подготовка сообщений, докладов. Игра «Съедобное - ядовитое». Походы выходного дня. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации Учебный план «Юный турист: изучаю родной край», 3 год обучения № Наименование Кол-во Теория Практика Формы п/п раздела часов промежуточной аттестации 2 1 1 опрос, наблюдение 1. Вводное занятие Правила поведения юных путешественников 6 2 4 2 Наше здоровье в наших зачетные мероприятия руках различной формы и организации, тестирование 14 4 10 3 Азбука краеведения выполнение творческих заданий 20 6 14 4 Азбука туристско-бытовых зачетные мероприятия навыков различной формы и организации 16 4 12 5 Азбука туристского выполнение ориентирования рисуночных тестов, практические работы 14 2 12 6 Азбука путешественника практические работы, походы выходного дня ВСЕГО 72 19 53 Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Правила поведения юных путешественников 9 Теория: Законы, нормы, правила туриста. Инструктаж по ТБ: правила поведения юных путешественников на занятиях, требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода. Знакомство с планом работы объединения, массовыми мероприятиями Практические занятия: Конкурс рисунка, приуроченный к Всемирному дню туризма Раздел 2. «Наше здоровье в наших руках» Теория: Требования по соблюдению питьевого режима во время занятий физическими упражнениями, во время экскурсии и туристической прогулки. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. «Карманное» питание (перекус). Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Выносливость и сила воли, их формирование в туризме Практические занятия: Беседа, подвижные игры на свежем воздухе, спортивная эстафета, тематические тесты. Раздел 3. Азбука краеведения Что такое палеонтология. Как образуются окаменелости. Формы сохранения ископаемых органических остатков на территории города и Красноуфимского района. Экскурсия в палеонтологический кабинет СЮТ. Знакомство с ботаническими памятниками природы города - гора Березовая, гора Сосновая. Правила поведения во время прогулки на территории ботанического памятника. Знакомство с предупредительными знаками на территории парков. Водоемы родного края – озеро Юртовское, река Сарга. Экология водоемов Красноуфимска. Практическое занятие: Выполнение рисунков, поделок по пройденным темам. Участие в соревнованиях по историческому ориентированию, семейных прогулках. Раздел 4. Азбука туристско-бытовых навыков Туристское снаряжение Личное и групповое снаряжение. Особенности подбора снаряжения в зависимости от условий похода. Подготовка похода. Правила организации туристского похода. Составление плана похода. Способы передвижения юных путешественников. Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий. Обязанности туристов в походе. Организация приёма пищи (приготовление пищи) на туристской прогулке в однодневном походе. Костровое и кухонное снаряжение для приготовления пищи. Техника безопасности при приготовлении пищи. Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола в походно-полевых условиях. Практические занятия: Туристические старты «Кубок Снеговика» Поход выходного дня в район горы Атамановская (посещение метеостанции) с приготовлением пищи на костре. Движение по пересеченной местности. Поход выходного дня «Мама, папа я – туристская семья». Участие в туристических соревнованиях, слетах. Раздел5. Азбука туристского ориентирования Работа с компасом. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Практические занятия: Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных на школьном дворе. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки. Ориентирование по плану микрорайона. Чтение топографической карты. Игра на местности. Участие в соревнованиях по ориентированию. Топографическая карта: ориентирование на местности в районе горы Березовая Раздел 6.Азбука путешественника 10 Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. Привалы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения на туристской прогулке. Распорядок походного дня. Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Практические занятия: Экскурсия в городской парк, викторина. Подвижные игры. Оформление отчета по экскурсии, выполнение рисунков, поделок. Подготовка сообщений, докладов. Походы выходного дня. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации Учебный план «Юный турист: изучаю родной край», 4 год обучения Теория Практика Формы № Наименование Кол-во промежуточной п/п раздела часов аттестации 2 1 1 опрос, наблюдение 1. Вводное занятие Правила поведения юных путешественников 6 2 4 2 Наше здоровье в наших зачетные мероприятия руках различной формы и организации, тестирование 3 Азбука краеведения 14 4 10 выполнение творческих заданий 20 6 14 4 Азбука туристско-бытовых зачетные мероприятия навыков различной формы и организации 16 4 12 5 Азбука туристского выполнение ориентирования рисуночных тестов, практические работы 14 2 12 6 Азбука путешественника практические работы, походы выходного дня ВСЕГО 72 19 53 Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Правила поведения юных путешественников Теория: Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Инструктаж по технике безопасности обучающихся: техника безопасности на занятиях и тренировках, правила поведения в учреждении, обеспечение пожарной безопасности, порядок эвакуации из здания, действия при возникновении ЧС. Правила дорожного движения. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Знакомство с планом работы объединения, массовыми мероприятиями Раздел 2. «Наше здоровье в наших руках» Теория: Основные приемы оказания первой помощи. Помощь при травмах. Как избежать теплового и солнечного удара, обморожения на прогулке. Укусы насекомых. Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, мозолях. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика. Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Выносливость и сила воли, их формирование в туризме Практические занятия: Беседа, подвижные игры на свежем воздухе, спортивная эстафета, тематические тесты. Оказание первой доврачебной помощи при царапинах, порезах. 11 Раздел 3. Азбука краеведения Самоцветные камни Урала. Малахитовая шкатулка Урала в сказах П.П. Бажова. Экскурсия на станцию туристов, в геологический музей. «Кодекс» туриста по охране природы. Соблюдение правил экологической безопасности. Последствия экологических проблем. Пути решения экологических проблем. усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Экологические проблемы края. Мой край сегодня. Население края, его национальный состав. Народные праздники, игры. Практическое занятие: Тематические викторины. Выполнение рисунков, поделок по пройденным темам. Участие в соревнованиях по историческому ориентированию, фестивалях, семейных прогулках. Раздел 4. Азбука туристско-бытовых навыков Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Ремонтный набор. Правила организации бивуака. Приготовление пищи на костре. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Составление меню для похода. Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по их назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок одинакового диаметра, проводники). Специальное снаряжение для преодоления естественных/искусственных препятствий. Практические занятия: Поход выходного дня: Аликаев камень с демонстрацией туристических навыков. Практические занятия. Техника преодоления естественных препятствий. Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Участие в туристском слете и соревнованиях по туризму. Раздел5. Азбука туристского ориентирования Масштаб. Рельеф и способы его изображения на топографической карте. Азимут. Топографические знаки. Экскурсионное ориентирование: Экскурсионные объекты; памятники истории, архитектуры, искусства, природы города Красноуфимска. Практические занятия: Работа с картами различного масштаба. Движение по азимуту на заданное расстояние Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» на соревнованиях по спортивному ориентированию. Раздел 6.Азбука путешественника Основные принципы подготовки и проведения экскурсий. Экскурсии в парк (лес), на луг, на берег реки. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, сбор отпечатков, следов животных и птиц, лекарственных растений и пр.). Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Соблюдение правил поведения и культуры общения в природной среде. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать объекты экскурсии. Помнить цель экскурсии — узнать и увидеть что-то новое, интересное. Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы. Практические занятия: Подготовка и проведение экскурсии для одноклассников в природный парк «Оленьи ручьи». Подвижные игры. Оформление отчета по экскурсии, выполнение рисунков, поделок. Подготовка сообщений, докладов. Походы выходного дня. Работа над индивидуальными исследовательскими проектами. Участие в научно-практических конференциях. 12 Планируемые результаты 1 год обучения Обучающиеся должны знать: -правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки; -правила дорожной безопасности; - понятие «окружающий мир», способы его познания; - понятие «туризм», основные виды туризма; - об основных нормах гигиены; - безопасный маршрут от школы до дома; -основные достопримечательности города и их особенности; - название туристского снаряжения; - правила движения туристической группы по пересеченной местности; - понятие «план, схема, карта» - понятие «ориентирование», «компас», его историю возникновения. Обучающиеся должны уметь: -выполнять правила поведения в природе; - соблюдать правила дорожного движения; -выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора; -пересказывать маршрут движения; -описывать наблюдаемую действительность; составлять рассказы; - подбирать личное и групповое снаряжение; -выполнять простейшие туристические задания; - определять стороны горизонта по компасу. 2 год обучения Обучающиеся должны знать: - особенности микрорайона образовательного учреждения; - особенности природных условий родного края; - водные ресурсы нашего города, животный мир края; - требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению; - обязанности туристов в группе; - технику безопасности при разведении костра; -понятие «топография», «топографические знаки»; - типы костров: «шалаш», «колодец», «таежный», «звездный»; - технику безопасности, правила пожарной безопасности при разведении костра; - обязанности туристов в походе; - дикорастущие, лекарственные, ядовитые растения края Обучающиеся должны уметь: -пользоваться туристско-краеведческой терминологией; - соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность; -способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных путешествиях; -ориентироваться по плану микрорайона; -пользоваться картой и компасом; - упаковывать правильно рюкзак; - уметь читать топографическую карту с малым количеством топознаков; - заготавливать хворост и разводить костер; 3 год обучения Обучающиеся должны знать: - законы, нормы и правила туриста; - ботанические памятники природы города; - предупредительны знаки на территории ботанических памятников; -правила организации похода, разбивки бивуака; 13 -экологические требования к выбору маршрутов; -основные санитарно-гигиенические нормы и правила в походе. - понятие «кухонное и костровое снаряжение», «питьевой режим», - правила безопасности при приготовлении пищи на костре; -специфику организации питания в туристском походе, порядок приготовления пищи на костре; - понятие «азимут». Обучающиеся должны уметь: - рассказывать об оздоровительном эффекте от путешествий, оказываемом на организм человека. - оценить экологическую обстановку на территории памятников природы, водоемов города; - составлять план похода, перечни личного и группового снаряжения для походов; - упаковывать продукты питания для участия в туристской прогулке, - определять на основании меню список необходимых продуктов; - владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных препятствий. - оказывать помощь при обустройстве бивака; - ориентироваться по сторонам горизонта по местным признакам; - определять азимут (90, 180, 270, 360) на предметы с помощью компаса. 4 год обучения Обучающиеся должны знать: -понятие «туристический строй», «темп и ритм движения», обязанности направляющего и замыкающего туристическом походе; - основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе; - понятие «личная гигиена», правила соблюдения личной гигиены в туристических походах, прогулках; - правила экологической безопасности; - полезные ископаемые и минералы Урала; - национальный состав края, народные праздники и игры; - понятие «ремонтный набор», его состав - особенности фасовки, упаковки и переноски продуктов в рюкзаке; - назначение туристических узлов; - назначение специального туристского снаряжения; -основные приёмы оказания первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, мозолях, укусах насекомых, тепловых и солнечных ударах. Способы обработки, профилактику; - понятие «масштаб», «рельеф». Обучающиеся должны уметь: - правильно планировать место бивака и организовать оптимальную последовательность бивачных работ; - выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов туристской группы; —упаковывать продукты питания для участия в туристской прогулке, - определять на основании меню список необходимых продуктов; - вязать туристические узлы: «проводник восьмерка», «встречный», «стремя» - ориентировать карту при помощи компаса; - оказывать первую доврачебную помощь; - организовывать взаимопомощь при преодолении препятствий; - выполнять краеведческие задания; - составить сообщение, доклад на тему экскурсии, оформить отчет. 14 Календарный учебный график Начало учебного года 01 сентября 2019 г. Окончание учебного 31 мая 2020 г. года Продолжительность 36 учебных недель учебного года Начало занятий 10.00 час. Окончание занятий 19.00 час. Периодичность Входной контроль осуществляется в период с 01 текущего контроля сентября по 15 сентября. успеваемости и Текущий контроль осуществляется с 15 сентября по 19 промежуточной аттестации декабря, с 09 января по 19 мая. обучающихся Промежуточная аттестация осуществляется в период с 20 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20 по 31 мая. 15 Оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся: Входной контроль: собеседование, анкетирование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение, походы выходного дня со 2-4 года обучения, (оценочный материал - опросник). Текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. - анализ творческих работ обучающихся; - тестовые задания на знание истории города; - кроссворды по краеведению и туризму, - викторины, тесты по разделам. - выставки творческих работ обучающихся; - участие в историческом, спортивном ориентировании; - участие в походах выходного дня, выполнение практических заданий; - практические занятия по топографии и ориентированию, работа с картой, планом местности. Итоговый контроль: - тестовое задание по разделу «Начальная туристическая подготовка» - соревнования по спортивному туризму для младших школьников «Туристический марафон» Показатели делятся на несколько групп. Первая группа показателей – теоретическая подготовка обучающегося включает: - теоретические знания по программе – то, что в программе обычно определяется словами «должны знать» по разделам программы. - владение специальной терминологией по тематике программы – набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета. Вторая группа показателей – практическая подготовка обучающегося включает: - практические умения и навыки, предусмотренные программой, - то, что обычно определяется словами «Должны уметь». Все формы итоговой аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: протоколы контрольных занятий; - лист наблюдения. Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом самостоятельно. Обучающиеся, проявившие определённые качества в походах могут быть представлены к награждению тематическими значками «Первый поход», «Юный путешественник России 1-9 степени» в соответствии с Положением о системе поощрения в детском туризме» ФГБОУ ДО ФЦДЮТИК от 30.05.2018г. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего, контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценки удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг. по окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе. Методические материалы Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для её реализации. 16 Методика преподавания в объединении базируется на пособиях: программа внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности П.В. Степанова, программы внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов. Программа учитывает содержание нормативных документов по туристско-краеведческой работе с учащимися: «Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ», «Общими требованиями по технике безопасности при проведении туристских походов, слетов, соревнований, лагерных сборов». Данный курс программы предполагает использование методов обучения: - словесный (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ); - наглядный (просмотр видеофильмов, иллюстраций); - практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и историческое ориентирование, походы выходного дня и пр). Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностноориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии, технология педагогического сотрудничества и другие. Основные направления программы: 1. Туристско – краеведческое позволяет сделать впечатления детей выразительнее, эмоциональнее, точнее. Прогулки, экскурсии, походы способствуют и физическому развитию учащихся младшего школьного звена, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физкультуре. В то же время опыт прогулок, походов позволяет разнообразить формы проведения занятий по физической культуре, окружающему миру. 2.Семейное направление способствует формированию у взрослых и детей чувства коллективизма, ответственности. Трудности походной жизни вырабатывают выдержку, выносливость, настойчивость. Устройство походного быта, приготовление пищи на костре, наблюдение за окружающей природой – всему этому можно научиться в семейных походах. 3.Формирование здорового образа жизни включает в себя не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление, воспитание у них культуры здоровья, а также содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. – подвижные игры на свежем воздухе; – физкультминутки на теоретических занятиях; – организация туристической эстафеты, – ориентирование на местности. Перечень материально-методического обеспечения для реализации курса программы «Мир вокруг нас». Оборудование: - столы, стулья, мультимедийное оборудование. Туристическое снаряжение: - предметы туристического быта (палатка, рюкзак, коврик, спальный мешок, походные котлы, набор продуктов) - туристические коврики, рюкзаки, веревки, карабины Материалы и инструменты; - лупа, карта физическая, карта геологическая; - компас, топографическая карта различного масштаба, курвиметр, линейка, транспортир; - краски, цветные карандаши, фломастеры, ватман, картон, резинки, мелки, альбомы для рисования; - бинты разные, жгут. Раздаточный материал: - карточки-задания, карточки с алгоритмом выполнения практических работ. Наглядные пособия: - коллекция горных пород; - коллекция окаменелостей; 17 - дидактическое пособие «Что возьмем с собой в поход»; - дидактическое пособие «Организация бивуака» - фотосборник «Архитектурные и исторические памятники города Красноуфимска»; - дидактическое пособие «Топографические знаки»; - дидактическое пособие «Костер: виды костров»; Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции: - правила по технике безопасности; - правила пожарной безопасности; - правила электробезопасности; - правила дорожного движения. 18 Список литературы 1. Козлова Ю.В. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004 2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня 3. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. – 96с. 4. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии/ авт.-сост. – В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с. 5. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. А.А. Остапец – Свешников. Москва, 1991 г. 6. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с. 7. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристскокраеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М.: Просвещение, 2011. — 80 с. 8. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие/ С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 157с. 9. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158с. Дополнительная литература 10. Веревка – выручалка. Идем в поход. Издание для досуга. – М.: «Эгмонт Россия», 2010. 11. Зотова Н.В. Все о выживании в походе. Азбука туриста. – Х.: Веста, 2010. – 64с. 12. Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала/ Общая редакция и научн. перераб. И.С. Огоновской. – Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2006. – 512с. 13. Походная книга Муми-тролля/ Сами Малила- СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2010.- 143с. 14. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области. / Учебное пособие для начальной школы (3-4 кл.). – Екатеринбург: ООО «Форум книга», 2007. – 148с. 15. Сосновская Р.Л. Идем в поход!? Советы начинающему туристу. 2-е издание. Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2012. 110с. 16. «Ох и Ах идут в поход»: Мультсказка Л. Зубкова. – М.: «Яблоко», 2012 Нормативно-правовые документы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р. 3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 19