Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ Протокол № 4 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО СЮТ В.Д. Макаров приказ № 60 «31»августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Абросимова Екатерина Викторовна, педагог дополнительного образования, г. Красноуфимск, 2022 г 1 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 Пояснительная записка Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Туристско-краеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка и все основные стороны воспитания: духовно-нравственное, умственное, эстетическое, физическое, трудовое. Включение в процесс освоения ближайшего природного и социального окружения в ходе туристско-краеведческой деятельности позволяет обогащать жизненный опыт учащихся, формировать представления и понятия, развивать самостоятельность и наблюдательность, накапливать первоначальный багаж навыков, знаний и умений, закаливать организм. Кроме того, занятие краеведением и туризмом позволяет создать единый коллектив: педагог, обучающийся, родитель, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в 2 родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Программа носит практико-ориентированный характер. Для отработки практических навыков в программе предусмотрено проведение однодневных походов, экскурсий, игр. Программа вариативна, то есть при необходимости допустима корректировка содержания и формы занятия, а также времени прохождения материала. Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2022-2023 гг. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания. 1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристёнок»» по содержанию является: туристско-краеведческой 1.1.2 Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Актуальность заключается в том, что определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма, готовности стать защитниками своей Родины. В основу программы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, духовность и традиционные религии. Программа «Туристёнок» разработана в соответствии с: – Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»); – Федеральным законом РФ от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года); – Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р); 3 – Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) (далее – Порядок №196); – Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 года №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196»; – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; – Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); – Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; – Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; – Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 года ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом из особых 4 образовательных потребностей»); – Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); – Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; – Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 года №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 года №934-д; – Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; –Уставом МАУ ДО СЮТ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует развитию у воспитанников знаний по краеведению, истории и культурному наследию родного города Красноуфимск, знакомит с укладом жизни, их промыслами, традициями и обрядами, изучает судьбы выдающихся земляков, героев Великой Отечественной войны, вооружает навыками юного туриста. В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими, привлекают внимание не только взрослых, но и подростков, а также детей младшего школьного возраста и дошкольников. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственнопрактических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к 5 малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы. 1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Другая особенность программы и ее новизна заключается в интеграции начального общего образования, туристско-краеведческой деятельности и музейной педагогики в образовательной деятельности и социализации. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. В целом программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающей молодежи, на сохранение, развитие и приумножение славных традиций. 1.1.4 Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Категория обучающихся: программа рассчитана на обычных детей. Заниматься по программе могут как мальчики, так и девочки, проявившие интерес к изучению туристических навыков, специальных способностей в данной предметной области не требуется. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, если нет медицинских противопоказаний. 6 Число детей, одновременно находящихся в группе – не более 10-12 человек. Старший дошкольный возраст - последний период дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Реализация программы рассчитана для первичного ознакомления детей с туристскокраеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристско-краеведческую деятельность Возраст (5 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Развитие внимания. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Развитие памяти. В 5–7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно- образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный 7 словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. 1.1.5 Режим занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу Продолжительность 1 академического часа 30 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа (количество учебных часов 72 часа). 1.1.6 Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Периодичность и продолжительность занятий по учебному плану: Первый год обучения: (стартовый модуль) – 72 часа Количество модулей дополнительной общеобразовательной программы – один (стартовый). Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 72 часа. 8 1.1.7 Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы Общий срок реализации исходной программы (число лет, месяцев) – 1 года. 1.1.8 Уровни сложности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Стартовый уровень». Предполагает использование таких форм организации материала, которые позволяют заинтересовать ребенка образовательной деятельностью, формируют его базовое доверие к педагогу и обучающимся группы, обеспечивают активность ребенка в процессе совместной деятельности с детьми и педагогом в рамках содержания общеразвивающей программы, т.е. выполнение ребенком задания по образцу, по алгоритму. 1.1.9 Формы обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Формы занятий: − индивидуальные; − групповые; − фронтальные: − практикумы. 1.1.10 Виды занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Виды занятий образовательной деятельности Программы включают в себя: − теоретические (объяснение, рассказы, беседы, лекции) и практические занятия; − демонстрация и просмотр фильмов, презентаций; − мастер-классы; − экскурсии, походы; − конкурсы и соревнования по туристско-краеведческой направленности; − туристические игры. 9 1.1.11 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: − сдача нормативов и контрольных точек; − проведение игр разного уровня; − проведение викторин, тестов. 1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы – формирование первичных представлений о туризме, через освоение природно-социального пространства своего города, как территории жизни, на которой укоренились их роды и протекает их дошкольное детство. Задачи: Обучающие: − формирование представлений о туризме и краеведении; − формирование представлений о конкретных, специфических особенностях города; − обучить навыкам организация быта в походе; Развивающие: − развивать у обучающихся физические качества, необходимые в повседневной жизни; − развивать познавательный интерес к изучению родного города, края; − развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало Воспитательные: − формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья дошкольников; − формирование мотивационной установки к познанию родного края; − формирование морально-нравственных понятий: дружба, взаимопомощь, коллективизм. 10 1.3 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № п/п Формы/ способы контроля Количество часов Наименование темы Практи ка Теория Всего 1. Юные туристы. 9 9 18 2. Краеведение. (Моя малая Родина) 7 7 14 3. Культура, искусство, обычаи и традиции народов родного края. 6 6 12 4. Туризм, картография и элементы ориентирования 10 10 20 5. Экскурсии, прогулки и походы 4 4 8 Викторины, наблюдение, опрос Викторина, наблюдение, опрос Игра-викторин, наблюдение, опрос Игра-викторин, наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 4. Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы план (72 часов) 5-7 лет № п/п Количество часов Наименование темы Юные туристы. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий. Знакомство с программой. Игра «Туристёнок» 9 Прак тика 9 2 2 4 Люди с рюкзаками 1 1 2 1.3 Кто как путешествует 1 1 2 1.4 Нам на месте не сидится 1 1 2 1.5 Учусь быть туристом 1 1 2 1.6 Посвящение в туристы 1 1 2 1.7 «Наш флаг и герб». Гимн туристят 2 2 4 1. 1.1 1.2 Теория Таблица 1. Формы/ способы контроля Всего 18 Наблюдение, Практика (игра), опрос 11 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 5. Краеведение. (Моя малая Родин). Мой город - моя малая Родина Туристские возможности края. Обзор краеведческих объектов, музеев. Общественно-полезная работа в походе, охрана природы и памятников культуры. Мой Любимый город Культура, искусство, обычаи и традиции народов родного края. Наш край многонациональный Начальные туриские навыки Туризм, картография и элементы ориентирования Правила похода Условные знаки - игра Карты и планы «В поисках клада» Экскурсии, прогулки и походы Итого 7 7 1 1 2 2 2 2 2 14 2 4 4 2 Опрос тестовые задания (викторина), наблюдение 4 4 8 12 2 2 4 2 6 8 10 10 20 2 2 6 4 34 2 2 6 4 38 4 4 12 8 72 Наблюдение, практика (игра), эстафеты, опрос Наблюдение, Практика (игра), опрос Практика 4.1. Содержание учебного (тематического) плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Разделы: 1. Юные туристы. 2. Краеведение. (Моя малая Родина). 3. Культура, искусство, обычаи и традиции народов родного края. 4. Туризм, картография и элементы ориентирования. 5. Экскурсии, прогулки и походы. (72 часа – 72 занятий) Занятие 1-4. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий. Знакомство с программой. Игра «Туристёнок». (4 часа) Теоретические знания: беседа и демонстрация кто такие туристы. Техника безопасности при занятиях, игры по технике безопасности. Игра «Туристёнок». Викторина: «Я турист», «Что берем с собой в поход» Практические знания: опрос, игры Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия Занятие 5-6. Люди с рюкзаками. (2 часа) 12 Теоретические знания: рассказ и демонстрации «Люди с рюкзаками», ознакомление с имеющимся туристским снаряжением. Правила размещения предметов в рюкзаке. Укладка рюкзака. Работа со снаряжением, уход за ним. Практические знания: игра: «Собери свой туристский рюкзачок». Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия Занятие 7-8. Кто как путешествует. (2 час) Теоретические знания: различные виды туризма: пешеходный, велосипедный, водный, горный. Показ и рассказ о туризме. Практические знания: игра с карточками, опрос. Выход в пешеходный парк при садике Оборудование: карточки, наглядные пособия Занятие 9-10. Нам на месте не сидится. (2 часа) Теоретические знания: Интересно ли всю жизнь…. Практические знания: Наше первое путешествие: детский сад – р.Уфа. (2ч) конкурс рисунков «Уфа – главная река Красноуфимска» Оборудование: карта, наглядные пособия Занятие 11-12. Учусь быть туристом. (2 часа) Теоретические знания: знакомство с планом местности и правилами преодоления простейших препятствий. 1 часов Практические знания: преодоление простейших препятствий. Ориентирование по графическому изображению маршрута прогулки. 1 час Оборудование: туристическое снаряжение, наглядные пособия Занятие 13-14. Посвящение в туристы. (2 часа) Теоретические знания: закрепление правил безопасного поведения на природе, умение ориентироваться в пространстве относительно себя и другого человека. Практические знания: поход в парк «Сенкевича» или парк «Целитель». Или ориентирование по карте, игра «Правда - не правда» Оборудование: туристическое снаряжение, наглядные пособия Занятие 15-18. «Наш флаг и герб». Гимн туристят. (4 часа). Теоретические знания: знакомство с историей создания гимна, герба и флага России, способствовать формированию у детей чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны, развитие творческого потенциала. Практические знания: игра, опрос, изучение гимна туристят, экскурсия на площадь к городской администрации. Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 19-20. Мой город - моя малая Родина. (2 часа). 13 Теоретические знания: знакомство с понятием «малая Родина». Беседа о городе. Знакомство с природными историческими достопримечательностями родного города. Практические знания: Экскурсия на центральную улицу Советская до музея. Или Игра-викторина: «Малая Родина» Оборудование: наглядные пособия. Занятие 21-24. Туристские возможности края. Обзор краеведческих объектов, музеев. (4 часа) Теоретические знания: показ и демонстрация города, рассказ о природных памятников, окраины города. Практические знания: экскурсия в музейный комплекс «Красноуфимская земская больница» Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 25-28. Общественно-полезная работа в походе, охрана природы и памятников культуры. (4 часа) Теоретические знания: развитие интереса к туристической деятельности к ЗОЖ, показ и демонстрация охрана природы и памятников культуры Практические знания: игра по станциям, создание маршрутных карт Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 29-32. Мой Любимый город. (4 часа) Теоретические знания: беседа, что такое улица, на какие части она делится (проезжая часть, тротуар, газон). Главные улицы города. Рассказы о том, какие дома есть на улицах города, общественные здания и их назначение. Практические знания: экскурсия по центральным улицам города знакомство с общественными зданиями: библиотека, музей, школа. Оборудование: наглядные пособия. Занятие 33-36. Наш край многонациональный. (4 часа) Теоретические знания: рассказ и демонстрация «Наш край многонациональный», нации народов. Практические знания: народные игры, экскурсия в краеведческий музей. Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 37-44. Начальные туриские навыки. (8 часов). Теоретические знания: рассказ и демонстрация детям что такое навыки туриста, каким должен быть турист: здоровым, выносливым, смелым, активным. Физическая подготовка туриста. Практические знания: физическая подготовка, проведение физкультурных разминок, туристические игры и эстафеты. Отработка на практике преодоление различные 14 препятствий. Спортивные подвижные игры на территории садика. Прогулки – наблюдения. Прогулки с детьми в природу с целью наблюдения. С помощью проводимых наблюдений уточнить знания детей об изменениях, происходящих в природе в зависимости от времени года. Учить любоваться красотой природы. Углублять знания детей о жизни животных, птиц, насекомых в разное время года и многое другое. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Оборудование: снаряжение, наглядные пособия. Занятие 45-48. Правила похода. (4 часа). Теоретические знания: рассказ и демонстрация этапы подготовки похода. Изучение района похода. Выбор и разработка маршрута движения. Подготовка личного и группового снаряжения. Меню, список продуктов. Оформление маршрута (карта). Распределение обязанностей. Разработка маршрута движения в соответствии с краеведческой информацией. Правильное движение группы на маршруте. Практические знания: разработка маршрута, экскурсия на Дивью гору. Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 49-52. Условные знаки - игра. (4 часа). Теоретические знания: знакомство с условными знаками, определения азимута, что такое компас. Практические знания: игра условные знаки. Просмотр мультфильма «Простоквашино». и обсуждение Беседа по письму дяди Федора. Работа маршрута по карте-схеме, выполнение заданий на КП. Подвижная игра «Найди пару», «У медведя во бору». Практическая работа с компасом, с цифрами, буквами, разгадывание кроссворда Выполнение упражнений на полосе препятствий, пальчиковой гимнастики, самомассажа. Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, наглядные. Занятие 53-64. Карты и планы «В поисках клада». (12 часов). Теоретические знания: показ и демонстрация различных видов карт, как можно путешествовать с помощью карты, что такое карта, ориентирование по карте. Географические карты. Глобус. Формировать знания детей о глобусе, как модели земли, о картах. Деть элементарные представления, какие карты бывают, для чего нужны карты, масштабы карт. Познакомить с картой г. Красноуфимска. Практические знания: игра «В поисках карты», игра «Место положения» (расшифруй объект на карте) территория детского садика. Прогулка на набережную игра «Найди предмет» 15 Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия. Занятие 65-72. Экскурсии, прогулки и походы. (8 часов) Теоретические знания: правила безопасности поведения при походе, на экскурсию или прогулку, техника безопасности при движении группой Практические знания: экскурсия, прогулка. Оборудование: наглядные пособия. 2. КОМПЛЕКС ОРГАЗИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Год Дата начала обучения занятий № группы 1 год 1 сентября группа 1 Дата окончания обучения 31 мая Количество Количество Количество Режим учебных учебных учебных занятий недель дней часов 36 72 72 2 занятия по 1 часу в неделю 2.2 Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.2.1 Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Реализация программы требует наличия учебного кабинета (и зала) с рабочими столами (10-12 посадочных мест). 1. Учебное оборудование – класс(группа), парты, стулья, доска, ноутбук, проектор. 2.Материально - техническое обеспечение: − личное снаряжение: рюкзак, коврик, спальник; − групповое снаряжение: палатка, костровое оборудование; − специальное снаряжение: страховочная система, карабины, веревки различного диаметра, жумар, восьмерка; − компас; − бумага, ручки, карандаши. 3. Плакаты: − первая медицинская помощь; − укладка рюкзака; − ориентирование в походе; − топографические условные знаки; − условные знаки топографических карт и карт для спортивного ориентирования; 16 − образцы туристического снаряжения (личного и группового). 2.2.2 Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, владеющим навыками работы с программным обеспечением и оборудованием. Такую подготовку специалист может пройти на краткосрочных курсах повышения квалификации, семинарах. Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями, знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. 2.2.3 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебно-методическая литература, электронные издания, печатные пособия: − конспекты занятий; − учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы; − наглядно-иллюстративные материалы: иллюстрации, топографические карты, карточки-задания, презентации, видеоматериалы; − учебная литература. Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Важнейшее требование к занятиям: − дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; − формирование у обучающихся навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала. Методы, используемые в процессе обучения. Все используемые методы условно можно разделить на группы: 17 − методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности; − методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности; − методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п. Может сопровождаться показом. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков. Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация достижений обучаемых, определение ошибок и путей их исправления. Анкетирование, опрос обучающихся позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия на обучаемого, педагогов и родителей. Основными формами обучения являются: − теоретические занятия; − практические занятия; − туристические игры, конкурсы, викторины, турниры; − походы, экскурсии 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: 1. Анализ результатов диагностики, сдачи зачетов, нормативов. 18 2. Анализ результатов участия детей в играх, экскурсиях. 3. Анкетирование, тестирование, собеседование. Основной метод диагностики уровня обученности и воспитанности обучающихся – педагогическое наблюдение и тестирование. Уровень знаний и умений полученный при изучении разделов «Основы туристической подготовки», «Топография и ориентирование» и «Туристические походы» проверяется во время участия в туристических соревнованиях, экскурсиях и походов Уровень теоретической подготовки отслеживается методом педагогического наблюдения и тестирования. Оценочные материалы: тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета результатов обучения, участие в соревнованиях, конкурсах. Список используемой литературы Для педагога 1. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме. М.: Издательство: Советский спорт, 2006, -169 с. 2. Бубнов, В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». - М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с. 3. Губаненков, С Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков /Под ред. Губаненкова С. М. Спб.: Издательский дом «Петропролис», 2007- 123с. 4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – 2-е изд., стереотип. – М.,ФЦДЮТиК, 2008 г. – 600 с., илл. 5. Маслов, А.Г. «Юные инструкторы туризма» Программа для системы дополнительного образования детей. Москва, ЦДЮТиК, 2002 г. 6. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов. Б.И.Мишин; под общей ред. А.Т.Смирнова. - М., Просвещение, 2001. - 160 с. 7. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. Учебник., М.,2008, - 464с. 8. Виртуальная экскурсия [электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/mus/ 9. Верёвочный курс: из опыта работы ЦДЮТ (методические рекомендации) / Сост. Н.Б. Михеев. – Южно-Сахалинск, 2001. – 6 с. 10. Сборник нормативно – правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. Мнемозина. Москва. 2000. Интернет-ресурсы 19 • • • • • • http://www.proshkolu.ru https://cloud.mail.ru/public/3UyS/dmms5F53c http://www.istorya.ru http://www.lib-sov.com http://www.farosta.ru http: //www. infoznaika. ru Для детей и родителей 1. Крайнева И.Н. Узлы: Простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни.СПб.: ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 1997. 2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. 3. Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»,1999. 4. А.Г. Маслов «подготовка и проведение соревнований учащихся «школа безопасности» 5. И.А. Бубнов, А.И. Кремов, С.И. Филимонов «Военная топография» военное издательство министерства обороны СССР м.1993г 6. М.И. Гоголев «методическое пособие по медико-санитарной подготовке» М. Просвещение, 1985г. 7. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с. 20 21