ДООП МИР ВОКРУГ НАС - 2

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом МАУ ДО СЮТ
Протокол № 4
от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО СЮТ
В.Д. Макаров
приказ № 60 «31»августа 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«МИР ВОКРУГ НАС - 2»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы - 4года

Багаева Валерия Викторовна,
педагог дополнительного образования
Комарова Татьяна Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Елисеева Екатерина Юрьевна,
педагог дополнительного образования

г. Красноуфимск, 2022г.

Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг
нас» (далее - Программа) является составительской и разработана в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ,
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р,
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242,
- Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»,
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д),
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУ ДО СЮТ,
- Уставом МАУ ДО СЮТ.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания:
физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, значительно расширяется кругозор
обучающихся — идет интенсивное умственное развитие.
Кроме того, изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом
в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного
образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание
взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него,
подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей
младшего школьного возраста (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Программа разработана с учётом потребности населения городского округа
Красноуфимск.
Полученные знания обучающиеся могут использовать на уроках окружающего мира.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех
категорий обучающихся.
Цель программы: формирование у обучающихся начального уровня навыков в
области туризма и краеведения, а также формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.
Обучающие задачи:
- создать условия для привития интереса к занятиям туризмом;
 способствовать изучению окружающего мира через занятия туризмом и краеведением;
- формировать знания, умения и навыки по основам туристской подготовки.
2

Развивающие задачи:
 способствовать укреплению здоровья через систематические занятия туризмом;
 развивать память, внимание, мышление;
 развивать у детей познавательную активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать силу воли, упорство;
 воспитывать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и приумножать
ее красоту и богатство;
 развивать чувство товарищества в коллективе.
Адресат программы: обучающихся: 7-10 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и учитывает их возрастные
особенности: обучающиеся уже подготовлены воспринимать новые для них понятия и проявить
к ним интерес на уровне познавательно-игровой деятельности. Для детей младшего школьного
возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В природных
условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей.
Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в
естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера), ребенок проявляет творчество,
мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по
пересечённой местности.
Срок освоения программы - 4 года.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Продолжительность занятий - 45
минут. Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе, составляет 15
человек.
Форма обучения: очная, в том числе с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Объём программы – 288 часов.
В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из
теоретической и практической работы. Кроме того, используются такие формы занятий, как
занятие - экскурсия, занятие - выставка, занятие - игра, занятие – путешествие, занятиевикторина, занятие-поход, что активизирует образовательный процесс, способствует развитию
познавательных навыков обучающихся.
Теоретическая часть включает в себя: краткие пояснения по теме занятия, изучение
туристско-краеведческих терминов, истории родного края, города; знакомство с памятниками
культуры, природы, архитектуры, показ приемов работы. Инструктажи по технике безопасности,
правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
Каждая тема занятий предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной
деятельности (физические упражнения (физкультминутки); подвижные игры; минисоревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки,
экскурсии), познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы; рисование
природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о
природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление
детьми поделок из природных материалов, выполнение мини-проектов).
Практическая работа: экскурсии по городу, его окрестностям, экскурсии в музеи, на
природу, походы выходного дня, участие в соревнованиях. Выполнение творческих работ из
природного материала, бумаги. Проводятся игры, конкурсы рисунков, плакатов.
Уровневость программы: традиционная.

3

Учебно-тематический план, 1 год обучения
№
п/п

Наименование темы

1.

Вводное занятие

2.

Нам на месте не сидится

3.

Мой дом, моя
школьный двор

4.
5.

Общее
количество
учебных
часов
2

В том числе
Теория Практика

Формы
промежуточной
аттестации

1

1

опрос, наблюдение

10

2

8

школа,

8

2

6

16

4

12

5.1

Моя малая Родина
Начальная
туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

наблюдение,
контрольное задание
выполнение
творческих
заданий,
анализ
продуктов
деятельности
срез знаний

24

8

16

5.2

Учимся ориентироваться

12

4

8

72

21

51

ИТОГО:

наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. Беседа на тему: «Что такое окружающий мир?
Как познают окружающий мир».
Инструктаж по ТБ: как правильно переходить улицу, правила поведения на экскурсии в
составе организованной группы.
Практические занятия. Прогулка в парк (в лес). Подвижные игры
Тема 2. Нам на месте не сидится
Теория: Беседа на тему: «Кто такие туристы?», понятие «туризм и его разновидности
(пеший, горный, водный, вело -, мото-, авто- и т.д.).Почему и зачем люди путешествуют.
Просмотр мультиков о походах: «Ох и Ах идут в поход», «Друзья в походе»
Знакомство с правилами юных туристов.
Практические занятия. Экскурсия на станцию туристов, подвижные игры,
туристическая эстафета «Мы первоклассные туристы»
Тема 3. Мой дом, моя школа, школьный двор
Теория: Понятие «дом»: какие бывают дома. Домашний адрес: про дом, который нельзя
забыть. Школа и школьный двор. Безопасный маршрут от дома до школы.
Практические занятия. Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»
Тема 4. «Моя малая Родина»
Теория: Беседа по теме: «Город, в котором я живу». «История города: далекое прошлое.
Знакомство с историческими зданиями». Современный город Красноуфимск.
Практические занятия. Экскурсии: «Диво с Дивьей горы, парк «Целитель», «В
лабиринтах старых улиц (улица Пролетарская, Ленина). Быль и легенды подземного города.
Торговые ряды». Экскурсия к памятнику – паровозу.
4

Викторина «Мой город Красноуфимск», выставка рисунков «Город, в котором мы
живем»
Тема 5. «Начальная туристская подготовка»
Раздел 5.1 «Мы собираемся в поход»
Теория: Знакомство с туристским снаряжением. Понятие: «Личное и групповое
снаряжение туриста». Туристический рюкзак: правила укладки вещей в рюкзак. Правила
движения туристической группы по дорогам, пересеченной местности. ТБ.
Практические занятия. Прогулка в лес / парк «Мороз и солнце».
Туристическая эстафета-игра «Пора в поход», «Трудное препятствие», «Укладка
рюкзаков».
Выставка рисунков «Я - турист», «Мы туристы-первоклассники»
Поход выходного дня «Мама, папа, я - туристская семья»
Раздел 5.2 Учимся ориентироваться
Что такое компас? Для чего предназначен компас? История компаса.
Прогулка «к горизонту». Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии
горизонта. Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.
Определение сторон горизонта по компасу
Практические занятия. Занятие на местности «В поисках клада». Работа с компасом.
Учебно-тематический план, 2 год обучения
№
п/п

Наименование темы

1.

Вводное занятие

2.

Нам на месте не сидится

3.

Мой микрорайон

4.

Природа
Родины

5.

Общее
количество
учебных
часов
2

В том числе
Теория Практика

Формы
промежуточной
аттестации

1

1

опрос, наблюдение

6

-

6

10

2

8

малой

16

6

10

наблюдение,
контрольное задание
наблюдение,
контрольное
задание
выполнение
творческих заданий,
срез знаний

5.1

Начальная туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

24

8

16

5.2

Учимся ориентироваться

14

4

10

72

21

51

моей

ИТОГО:

наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Кодекс туристов – второклассников Инструктаж по ТБ: как правильно
переходить улицу, правила поведения на экскурсии в составе организованной группы.
Практические занятия. Конкурс рисунков ко дню туризма «Мы туристывтороклассники»
5

Тема 2. Нам на месте не сидится
Практические занятия. Прогулка в парк (в лес) «В гости к осени», игра-викторина
«Осенний калейдоскоп». Подвижные игры
Тема 3. «Мой микрорайон»
Теория: Понятие «микрорайон». Карта микрорайона: в этих домах живут мои друзья –
одноклассники
Практические занятия. Занятие на местности: ориентирование по карте микрорайона.
Самая красивая улица микрорайона.
Тема 4. «Природа моей малой Родины»
Теория: Знакомство с природой родного края. Правила поведения в природе. Забота о
лесе. Река Уфа. Река Сарга. Почему реки имеют свои имена.
Практические занятия. Экскурсия: природа нашего края «Зима - покой природы»,
«Весна пришла». Сезонные изменения в природе. Прогулка в лес/парк «Мороз и солнце».
Подвижные игры.
Тема 5. «Начальная туристская подготовка»
Раздел 5.1 «Мы собираемся в поход»
Теория: Личное и групповое снаряжение туриста второклассника. Туристический
рюкзак: правила укладки вещей в рюкзак
Понятия: бивак, охрана природы. Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный»,
«Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке.
Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы.
Заготовка хвороста и валежника для костра. ТБ при разжигании костра.
Обязанности туристов в походе.
Правила движения туристической группы по дорогам, пересеченной местности. ТБ.
Практические занятия. Туристическая эстафета «Трудное препятствие», викторина «В поход готовы!». Поход выходного дня «Мама, папа, я – туристическая семья».
Раздел 5.2 «Учимся ориентироваться»
Теория: Ориентирование по местным признакам
Первоначальное понятие о топографии и топознаках.
Определение сторон горизонта по компасу. Определение сторон горизонта по местным
признакам.
Практические занятия. Топографическая викторина. Работа с компасом. Определение
сторон горизонта по местным признакам. Участие в соревнованиях по историческому
ориентированию, семейных прогулках.
Учебно-тематический план, 3 год обучения
№
п/п

Наименование темы

1.

Вводное занятие

2.

Нам на месте не сидится

3.

Наше здоровье в наших руках

Общее
количество
учебных
часов
2

В том числе
Теория
Практика

1

1

6

2

4

8

2

6

Формы
промежуточно
й аттестации
опрос,
наблюдение
наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание
6

12

4

8

срез знаний

6

2

4

выполнение
творческих
заданий

6.1

Начальная
туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

24

8

16

6.2

Учимся ориентироваться

14

6

8

наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание

72

25

47

4.
5

6

Как сберечь природу родного
края
Уральские самоцветы

ИТОГО:

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Законы, нормы, правила туриста. Инструктаж по ТБ: правила поведения юных
путешественников на занятиях, требования по соблюдению техники безопасности во время
туристской прогулки, похода.
Практические занятия. Конкурс рисунков ко дню туризма «Наше активное лето»
Тема 2. Нам на месте не сидится
Теория: Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма
человека. Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на
экскурсиях и туристских прогулках
Практические занятия. Прогулка в парк (в лес) «В гости к осени». Подвижные игры.
Тема 3. Наше здоровье в наших руках
Теория: Понятие «здоровье, здоровый образ жизни». Беседа «Почему здоровым быть
здорово?» Правилам безопасного поведения человека в природе.
Практические занятия. Тематические экскурсии по здоровьесбережению в музее
земской медицины. Прогулка «В лес за здоровьем».
Тема 4. Как сберечь природу
Теория: Знакомство с ботаническими памятниками природы города - гора Березовая,
гора Сосновая. Правила поведения во время прогулки на территории ботанического памятника.
Знакомство с предупредительными знаками на территории парков.
Водоемы родного края – озеро Юртовское, река Сарга. Экология водоемов
Красноуфимска.
Практические занятия. Экскурсия к горе Юртовкая, гора Березовая, река Сарга.
Тема 5. Уральские самоцветы
Теория: Полезные ископаемые Урала. Урал – сокровищница России.
Практические занятия. Экскурсия на станцию туристов, в геологический музей.
Тема 5. «Начальная туристская подготовка»
Раздел 5.1 «Мы собираемся в поход»
Теория: Личное и групповое снаряжение. Особенности подбора снаряжения в
зависимости от условий похода.
Подготовка похода. Правила организации туристского похода. Составление плана
похода. Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших
7

естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без
снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).
Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.
Правила организации бивуака.
Организация приёма пищи (приготовление пищи) на туристской прогулке в
однодневном походе.
Костровое и кухонное снаряжение для приготовления пищи. Техника безопасности при
приготовлении пищи. Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола
походно-полевых условиях.
Практические занятия. Туристические старты «Кубок Снеговика». Поход выходного
дня в район горы Атамановская (посещение метеостанции)/ Аликаев камень.
Раздел 5.2 «Учимся ориентироваться»
Теория: Работа с компасом. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение
сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным
признакам.
Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на
предметы с помощью компаса.
Топографические знаки.
Практические занятия. Топографические диктанты. Топографическая карта:
ориентирование на местности в районе горы Березовая.
Учебно-тематический план, 4 год обучения
№
п/п

Наименование темы

Общее
количество
учебных
часов
2

1.

Вводное занятие

2.

Наше здоровье в наших руках

2.1

Личная гигиена туриста, здоровье
туриста

2.2

Основные
приемы
оказания
первой помощи
Как сберечь природу родного края

В том числе
Теория Практика

Формы
промежуточной
аттестации
опрос,
наблюдение
наблюдение,
контрольное
задание
наблюдение,
контрольное
задание
срез знаний

2

-

10

4

6

8

4

4

14

4

10

выполнение
творческих
заданий

4.1

Начальная
туристическая
подготовка
Мы собираемся в поход

24

8

16

4.2

Учимся ориентироваться

14

4

10

наблюдение,
контрольное
задание, опрос
наблюдение,
контрольное
задание

72

26

46

3.

4

ИТОГО:

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
8

Теория: Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Порядок движения
группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и
замыкающего в группе. Инструктаж по ТБ.
Тема 2. Наше здоровье в наших руках
Раздел 2.1 Личная гигиена туриста, здоровье туриста
Теория: Понятие о гигиене. Гигиена обуви и одежды. Правила соблюдения личной
гигиены на туристских прогулках. Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
Выносливость и сила воли, их формирование в туризме
Практические занятия. Подвижная игра-эстафета «Мы выбираем туризм и
здоровье!», тематические тесты.
Раздел 2.2 Основные приемы оказания первой помощи
Теория: Понятие «первая помощь». Наиболее распространенные травмы в походе.
Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, мозолях. Способы обработки.
Профилактика.
Практические занятия. Оказание первой помощи при царапинах, порезах.
Тема 3. Как сберечь природу
Теория: «Кодекс» туриста по охране природы. Соблюдение правил экологической
безопасности. «Древняя» история нашего края.
Практические занятия. Поход выходного дня в район деревни Верхнее-Никитино.
Тема 4. «Начальная туристская подготовка»
Раздел 4.1 «Мы собираемся в поход»
Теория: Групповое снаряжение и уход за ним
Кухонное и костровое снаряжение: котелки, саперная лопатка, рукавицы, кухонная
клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.
Питьевой режим на маршруте. Подготовка похода. Правила организации туристского
похода. Должности в группе постоянные и временные. Командир группы.
Практические занятия. Поход выходного дня: природный парк «Оленьи ручьи»/
Аликаев камень. Техника преодоления естественных препятствий: склонов.
Раздел 4.2 «Учимся ориентироваться»
Теория: Понятие «Масштаб». Экскурсионные объекты; памятники истории,
архитектуры, искусства, природы города Красноуфимска.
Практические занятия. Работа с картами различного масштаба. Участие в городских
соревнованиях по историческому ориентированию.

9

Планируемые результаты реализации программы
По окончании первого года обучения
Предметные результаты - приобретение определенных знаний, умений, навыков,
освоенных обучающимися в ходе изучения предмета:
-правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки;
-правила дорожной безопасности;
- понятие «окружающий мир», способы его познания;
- понятие «туризм», основные виды туризма;
- безопасный маршрут от школы до дома;
-основные достопримечательности города и их особенности;
- название туристского снаряжения;
- правила движения туристической группы по пересеченной местности;
- понятие «план, схема, карта»
- понятие «ориентирование», «компас», его историю возникновения.
должны уметь:
-выполнять правила поведения в природе;
- соблюдать правила дорожного движения;
-выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора;
-пересказывать маршрут движения;
-описывать наблюдаемую действительность; составлять рассказы;
- подбирать личное и групповое снаряжение
-выполнять простейшие туристические задания;
- определять стороны горизонта по компасу.
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- проявление уважительного отношения к своей малой Родине
- интерес к изучению истории и культуры родного края.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие
физических качеств;
- работать индивидуально и в группе;
- уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей.
По окончании второго года обучения
Предметные результаты - приобретение определенных знаний, умений, навыков,
освоенных обучающимися в ходе изучения предмета:
- особенности микрорайона образовательного учреждения;
- особенности природных условий родного края;
- водные ресурсы нашего города, животный мир края;
- требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;
- обязанности туристов в группе;
- технику безопасности при разведении костра;
-понятие «топография», «топографические знаки»;
- технику безопасности при разведении костра.
должны уметь:
-пользоваться туристско-краеведческой терминологией;
- соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность;
10

-способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в
пешеходных путешествиях;
-ориентироваться по плану микрорайона;
-пользоваться картой и компасом;
- уметь читать топографическую карту с малым количеством топознаков;
- развести костер.
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование познавательного интереса к туристским навыкам и быту;
- формирование способности адаптироваться в природных условиях;
- формирование положительного отношения к Отечеству, его истории и народу, к
труду, к другим людям;
- проявление уважительного отношения к своей малой Родине
- интерес к изучению истории и культуры родного края.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие
физических качеств;
- работать индивидуально и в группе;
- уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей.
По окончании третьего года обучения
Предметные результаты - приобретение определенных знаний, умений, навыков,
освоенных обучающимися в ходе изучения предмета:
- законы, нормы и правила туриста;
- ботанические памятники природы города;
- предупредительны знаки на территории ботанических памятников;
- полезные ископаемые и минералы Урала;
-правила организации похода, разбивки бивуака;
-экологические требования к выбору маршрутов;
-основные санитарно-гигиенические нормы и правила в походе.
должны уметь:
- рассказывать об оздоровительном эффекте от путешествий, оказываемом на организм
человека.
- оценить экологическую обстановку на территории памятников природы, водоемов
города;
- составлять план похода, перечни личного и группового снаряжения для походов;
- владеть основными техническими и тактическими приемами преодоления естественных
и искусственных препятствий.
- оказывать помощь при обустройстве бивака;
- ориентироваться по сторонам горизонта по местным признакам.
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование познавательного интереса к туристским навыкам и быту;
- формирование способности адаптироваться в природных условиях;
- формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как
основным ценностям в жизни человека.
11

- формирование положительного отношения к Отечеству, его истории и народу, к
труду, к другим людям;
- проявление уважительного отношения к своей малой Родине
- интерес к изучению истории и культуры родного края.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие
физических качеств;
- работать индивидуально и в группе;
- уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей.
По окончании четвертого года обучения
Предметные результаты - приобретение определенных знаний, умений, навыков,
освоенных обучающимися в ходе изучения предмета:
-понятие «туристический строй», «темп и ритм движения», обязанности направляющего и
замыкающего туристическом походе;
- основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
- понятие «личная гигиена», правила соблюдения личной гигиены в туристических
походах, прогулках;
-специфику организации питания в туристском походе, порядок приготовления пищи на
костре;
-основные приёмы оказания первой помощи при порезах, ссадинах, мозолях. Способы
обработки, профилактику;
- древнюю историю нашего края;
- понятие «кухонное и костровое снаряжение», «питьевой режим»,
- правила безопасности при приготовлении пищи на костре, фасовки, упаковки и
переноски продуктов в рюкзаке;
- понятие «масштаб», «рельеф».
должны уметь:
- правильно планировать место бивака и организовать оптимальную последовательность
бивачных работ;
- выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов
туристской группы;
—упаковывать продукты питания для участия в туристской прогулке,
- определять на основании меню список необходимых продуктов;
- ориентировать карту при помощи компаса;
- оказывать первую помощь при порезах и мозолях;
- организовывать взаимопомощь при преодолении препятствий.
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование познавательного интереса к туристским навыкам и быту;
- формирование способности адаптироваться в природных условиях;
- формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как
основным ценностям в жизни человека.
- формирование положительного отношения к Отечеству, его истории и народу, к
труду, к другим людям;
- проявление уважительного отношения к своей малой Родине
- интерес к изучению истории и культуры родного края.
12

Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие
физических качеств;
- приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими обучающимися;
- уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей.

13

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения
теоретических занятий является кабинет, спортзал. Для проведения практических занятий
необходимы спортивная площадка, наличие туристического оборудования для походов и
экспедиций, туристическое снаряжение индивидуального и группового характера.
- предметы туристического быта (палатка, рюкзак, коврик, спальный мешок, походные
котлы, набор продуктов)
- туристические коврики, рюкзаки, веревки, карабины
- лупа, карта физическая, карта геологическая;
- компас, топографическая карта различного масштаба, курвиметр, линейка, транспортир;
- краски, цветные карандаши, фломастеры, ватман, картон, резинки, мелки, альбомы для
рисования;
- бинты разные.
Наглядные пособия:
- коллекция горных пород;
- коллекция окаменелостей;
- дидактическое пособие «Что возьмем с собой в поход»;
- дидактическое пособие «Организация бивуака»
- фотосборник «Архитектурные и исторические памятники города Красноуфимска»;
- дидактическое пособие «Топографические знаки»;
- дидактическое пособие «Костер: виды костров»;
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
Информационное обеспечение.
Учебные фильмы
Собираемся в поход https://www.youtube.com/watch?v=l_NCuqpvPiQ&t=3s
Фиксики – Компас https://www.youtube.com/watch?v=v4nabgiF9AI&t=5s
Почему компас показывает на север?
https://www.youtube.com/watch?v=KjvyzaipS4U&t=18s
Интерактивная книга Краеведческого музея о памятниках природы нашего города «Город
на семи холмах» http://www.gelik.museum-kruf.ru/town/
Интернет – источники
Электронная книга «Словарь туриста и краеведа
«https://drive.google.com/file/d/1typc9UamfmH7yfrsFMVSZ9z35kPZO0lo/view
Мультфильмы: Ох и Ах идут в поход https://www.youtube.com/watch?v=90o6Jk-dHvw
Кадровое
обеспечение.
Реализация
программы
осуществляется
педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика", соответствующую переподготовку без предъявления
требований к стажу работы, инструкторскую квалификацию по направлению «Инструктор
детско-юношеского туризма».
Методические материалы.
Методика преподавания в объединении базируется на пособиях: программа туристскокраеведческой деятельности учащихся начальной школы А.А. Остапец-Свешникова, программы
внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов.
Программа учитывает содержание нормативных документов по туристско-краеведческой
работе с учащимися: «Инструкцию по организации и проведению туристских походов,
экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»,
«Общими требованиями по технике безопасности при проведении туристских походов, слетов,
соревнований, лагерных сборов».
14

Данный курс программы предполагает использование методов обучения:
- словесный (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ);
- наглядный (просмотр видеофильмов, иллюстраций);
- практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных
объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и
историческое ориентирование, походы выходного дня и пр).
Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностноориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии,
технология педагогического сотрудничества и другие.
Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль: собеседование, анкетирование с целью выявления образовательного
уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение,
походы выходного дня со 2-4 года обучения, (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы.
- анализ творческих работ обучающихся;
- тестовые задания на знание истории города;
- кроссворды по краеведению и туризму,
- викторины, тесты по разделам.
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в историческом ориентировании;
- участие в походах выходного дня, выполнение практических заданий;
- практические занятия по топографии и ориентированию, работа с картой, планом
местности.
Итоговый контроль:
- тестовое задание по разделу «Начальная туристическая подготовка».
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся к
программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели,
содержание, методы,
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся,
формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей:
протоколы контрольных занятий; - лист наблюдения. Периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом
самостоятельно.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение
текущего, контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и
оценки удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
по окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать
определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые
можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в
межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной
школе.
Методические материалы
Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для её
реализации.
Методика преподавания в объединении базируется на пособиях: программа туристскокраеведческой деятельности учащихся начальной школы А.А. Остапец-Свешникова, программы
внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край». Д.В. Смирнов.
Программа учитывает содержание нормативных документов по туристско-краеведческой
работе с учащимися: «Инструкцию по организации и проведению туристских походов,
экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»,
15

«Общими требованиями по технике безопасности при проведении туристских походов, слетов,
соревнований, лагерных сборов».
Данный курс программы предполагает использование методов обучения:
- словесный (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения, анализ);
- наглядный (просмотр видеофильмов, иллюстраций);
- практический (экскурсии, игры, упражнения, описание исторических и архитектурных
объектов, конкурсы, составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и
историческое ориентирование, походы выходного дня и пр).
Кроме того, используются элементы следующих педагогических технологий: личностноориентированный подход, здоровьесберегающие, интерактивные (игровые) технологии,
технология педагогического сотрудничества и другие.

16

Список литературы
1.
Козлова Ю.В. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера,
2004
2.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию
учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня
3.
Нифонтова С.Н., Гаштова О.А. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для
детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. – 96с.
4.
Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины,
экскурсии/ авт.-сост. – В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.
5.
Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной
школы. А.А. Остапец – Свешников. Москва, 1991 г.
6.
Программа «Крестьяноведение. Школа раннего развития». ОНМЦ, г. Екатеринбург,
1998 год
7.
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.
– М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.
8.
Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими
школьниками: учебно-методическое пособие/ С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2008. 157с.
9.
Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 158с.
Дополнительная литература
10. Веревка – выручалка. Идем в поход. Издание для досуга. – М.: «Эгмонт Россия», 2010.
11.
Зотова Н.В. Все о выживании в походе. Азбука туриста. – Х.: Веста, 2010. – 64с.
12.
Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории,
культуре, географии Урала/ Общая редакция и научн. перераб. И.С. Огоновской. –
Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2006. – 512с.
13.
Походная книга Муми-тролля/ Сами Малила- СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2010.- 143с.
14. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области. / Учебное пособие для
начальной школы (3-4 кл.). – Екатеринбург: ООО «Форум книга», 2007. – 148с.
15.
Сосновская Р.Л. Идем в поход!? Советы начинающему туристу. 2-е издание. Москва:
Товарищество научных изданий КМК. 2012. 110с.
16. «Ох и Ах идут в поход»: Мультсказка Л. Зубкова. – М.: «Яблоко», 2012
Нормативно-правовые документы
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3.
Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства экономического развития РФ от
19 декабря 2019 г. № 702/811 “Об утверждении общих требований к организации и проведению
природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов,
других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей,
проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления».

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».