«Мир вокруг нас 1»
Срок реализации: 4 года.
Совокупная продолжительность реализации программы составляет – 576 часов.
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Уставом МБУ ДО СЮТ;
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МБУ ДО СЮТ.
Цель программы: формирование у обучающихся оптимального уровня навыков в
области туризма и краеведения, а также формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
- формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки;
- изучение основ топографии и ориентирования;
- развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся;
- развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях;
- развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью;
- усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
- формирование уважения к истории и культуре родного края;
- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы.
Основные направления программы:
1. Вводное занятие. Нормы и правила поведения обучающихся в детских объединениях МАУ ДО СЮТ Основы техники безопасности.
2. Топография и ориентирование.
3. Основы гигиены и первая помощь.
4. Основы туристской подготовки.
5. Личное и групповое туристское снаряжение.
6. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе.
7. Краеведение.
8. Общая физическая подготовка.
9. Специальная физическая подготовка.
10. Участие в соревнованиях.
11. Сдача контрольных нормативов.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль: собеседование, анкетирование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение, походы выходного дня со 2-4 года обучения, (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, проводится после прохождения каждой темы учебного плана программы. - анализ творческих работ обучающихся; - тестовые задания на знание истории города; - кроссворды по краеведению и туризму, - викторины, тесты по разделам. - выставки творческих работ обучающихся; - участие в историческом, спортивном ориентировании; - участие в походах выходного дня, выполнение практических заданий; - практические занятия по топографии и ориентированию, работа с картой, планом местности. Итоговый контроль: - тестовое задание по разделу «Начальная туристическая подготовка» - соревнования по спортивному туризму для младших школьников «Туристический марафон» Показатели делятся на несколько групп. Первая группа показателей – теоретическая подготовка обучающегося включает: - теоретические знания по программе – то, что в программе обычно определяется словами «должны знать» по разделам программы. - владение специальной терминологией по тематике программы – набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета. Вторая группа показателей – практическая подготовка обучающегося включает: - практические умения и навыки, предусмотренные программой, - то, что обычно определяется словами «Должны уметь». Все формы итоговой аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: протоколы контрольных занятий; - лист наблюдения. Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом самостоятельно. Обучающиеся, проявившие определённые качества в походах могут быть представлены к награждению тематическими значками «Первый поход», «Юный путешественник России 1-9 степени» в соответствии с Положением о системе поощрения в детском туризме» ФГБОУ ДО ФЦДЮТИК от 30.05.2018г. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего, контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценки удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг. По окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.