"Юные туристы - изучаю родной край"
Срок реализации программы: 4 года.
Совокупная продолжительность реализации программы составляет – 288 часов.
Адресат программы:обучающиеся 7-10 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Уставом МБУ ДО СЮТ;
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МБУ ДО СЮТ.
Цель программы: формирование у обучающихся первоначальных туристических навыков, их общефизическое развитие средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
- формирование системы знаний, умений, навыков по основам туристской подготовки;
- изучение основ топографии и ориентирования;
- развитие познавательной, двигательной активности у обучающихся;
- развитие внимательности при выполнении практических заданий, наблюдательности к предметам и явлениям внешнего мира, творческого воображения в походах и на экскурсиях;
- развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью;
- усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
- формирование уважения к истории и культуре родного края;
- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств, обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы.
Основные направления:
1. Правила поведения юных путешественников.
2. Наше здоровье в наших
руках.
3. Азбука краеведения.
4. Азбука туристско-бытовых навыков.
5. Азбука туристского ориентирования.
6. Азбука путешественника.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль: собеседование, анкетирование с целью выявления образовательного уровня
обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение, походы
выходного дня со 2-4 года обучения, (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы.
- анализ творческих работ обучающихся;
- тестовые задания на знание истории города;
- кроссворды по краеведению и туризму,
- викторины, тесты по разделам.
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в историческом, спортивном ориентировании;
- участие в походах выходного дня, выполнение практических заданий;
- практические занятия по топографии и ориентированию, работа с картой, планом местности.
Итоговый контроль:
- тестовое задание по разделу «Начальная туристическая подготовка»
- соревнования по спортивному туризму для младших школьников «Туристический марафон»
Показатели делятся на несколько групп.
Первая группа показателей – теоретическая подготовка обучающегося включает:
- теоретические знания по программе – то, что в программе обычно определяется словами
«должны знать» по разделам программы.
- владение специальной терминологией по тематике программы – набором основных понятий,
отражающих специфику изучаемого предмета.
Вторая группа показателей – практическая подготовка обучающегося включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой, - то, что обычно определяется
словами «Должны уметь». Все формы итоговой аттестации проводятся во время учебных
занятий в рамках учебного расписания.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся к программе
разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание,
методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система
оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: протоколы
контрольных занятий; - лист наблюдения. Периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом
самостоятельно.
Обучающиеся, проявившие определённые качества в походах могут быть представлены к
награждению тематическими значками «Первый поход», «Юный путешественник России 1-9
степени» в соответствии с Положением о системе поощрения в детском туризме» ФГБОУ ДО
ФЦДЮТИК от 30.05.2018г.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение
текущего, контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и
оценки удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
по окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать
определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые
можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в
межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной
школе.