"Школа туризма"
Срок реализации программы: 4 года.
Совокупная продолжительность реализации программы составляет - 576 часов.
Адресат программы: обучающиеся 10-15 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Уставом МБУ ДО СЮТ;
- Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МБУ ДО СЮТ.
Цель программы: формирование у обучающихся навыков по туризму и краеведению.
Обучающие задачи:
- обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, на экскурсиях;
- обучить основам техники спортивного туризма;
- расширение знаний по географии, биологии, экологии, обж, полученных в средней школе.
Развивающие задачи:
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- расширять знания об окружающем мире;
- укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
- способствовать развитию спортивных достижений обучающихся;
- развивать лидерские качества отдельных обучающихся и умение строить отношения взаимоуважения и сотрудничества в группе.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать гордость за «малую родину» на примерах природы родного края;
-способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности обучающихся в общении;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира;
- приобщать к здоровому образу жизни;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные направления:
1. Основы туристской подготовки.
2. Основы спортивного туризма.
3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
4. Топография и ориентирование.
5. Краеведение.
6. Общая и специальная физическая подготовка.
7. Общественно-полезная и природоохранная работа туристов.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления стартовых
возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал -
опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы учебного
плана программы.
Методы контроля:
- наблюдение за качеством выполнения практического задания обучающимися в процессе
работы (оценочный материал – лист наблюдения);
- анализ продуктов деятельности (оценочный материал – карта анализа продуктов
деятельности);
- контрольное задание на выполнение практической работы (оценочный материал –
экспертный лист).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения. Цель промежуточной аттестации: выявление уровня
сформированных знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями,
уровня развития личностных качеств обучающегося в соответствии с прогнозируемыми
результатами программы. Промежуточная аттестация обучающихся строится на принципах
научности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, специфики
деятельности детского творческого объединения и конкретного периода обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся –теоретическая подготовка по программе
и практическая часть (уровень освоения практических навыков жизнеобеспечения в природной
среде, в том числе через участие в соревнованиях по технике и тактике туризма,
ориентированию, походах). Оценочный материал – протокол контрольного занятия.На
основании протоколов соревнований по туристской технике присваиваются разряды.
Цель итоговой аттестации обучающихся: оценка качества образования в соответствии с
прогнозируемыми результатами программы.
Показатели оценки результатов обучения по программе:
- теоретическая подготовка обучающихся по программе (теоретические знания по
основным темам учебного плана программы);
- практическая подготовка обучающихся по программе (практические умения и навыки
по основным темам учебного плана, предусмотренные программой);
- общеучебные умения и навыки обучающихся по
программе (учебно- интеллектуальные умения, учебно-организационные умения);
- предметные достижения обучающихся;
- участие в образовательном процессе.
Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся к программе разработаны контрольно - измерительные материалы, в которых
конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы,
методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протокол контрольного занятия;
- лист наблюдения.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только
проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по
программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг.
Согласно Положению о системе поощрения в детском туризме (ФГБОУ ДО ФЦДЮТИК от
30.05.2018г), обучающиеся, выполнившие соответствующие нормативы, могут быть
представлены к награждению тематическими значками «Юный путешественник России 1-9
степени», «Юный турист России».