Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности 2021-2022гг.
Описание образовательной программы
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность.
Для многих детей, МАУ ДО СЮТ - это место, где можно получить не только знания, но и практические умения и навыки. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния. МАУ ДО СЮТ - элемент социума ГО Красноуфимск, который призван выполнять муниципальный заказ по социализации детей и способствовать социальной защите личности, ее социальному формированию и развитию (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, оздоровления, изучению ребёнком природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения; киберзависимости, приобщению к трудовым и прикладным навыкам.
Нормативно - правовой и документальной основой дополнительной общеобразовательной программы «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» (далее - программы) являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р,
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242,
- Приказ Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06. 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID - 19)»,
- «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № -136-д),
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУ ДО СЮТ,
- Устав МАУ ДО СЮТ.
Дополнительная общеразвивающая программа «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям детей и социума ГО Красноуфимск в целом. Данная программа обеспечивает психологический комфорт, личностную значимость обучающихся, дает шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, предоставляет им возможности творческого развития по силам, интересам, в индивидуальном темпе, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. Это дает возможность каждому получать самые различные ориентации в системе социальных и духовных ценностей, в системе отношений с действительностью. Данная программа предоставляет ребенку максимум возможностей развития его потенциальных способностей с учетом его интересов и желаний, получение допрофессионального образования, оказывающее огромное влияние на его дальнейшую судьбу.
Становясь участниками детско-взрослых образовательных сообществ, ребенок получает широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни.
В силу специфики туристско-краеведческой деятельности в дополнительной общеобразовательной программе «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» появляется особая возможность содействия личностному самоопределению школьников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни. Краеведение и туризм - два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Данная программа обеспечивает:
• формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
• единство образовательного пространства Российской Федерации;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• доступность получения качественного образования;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
• условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Таким образом обеспечивается преемственность, интеграция общего и дополнительного образования. Настоящая программа, позволяет решать следующие задачи:
• формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Программа ориентирована на становление личностных характеристик обучающихся:
• любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Целью работы по настоящей программе является воспитание гражданина России в качестве гармонично развитой личности, равно способной к физическому и умственному труду, адаптированной к современным ей условиям существования и способной адаптироваться в будущем при изменении этих условий.
Цель включает:
• обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• профессиональное самоопределение учащихся;
• личностное развитие учащихся;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся.
Задачи:
Обучающие:
• овладение умением пользоваться специальным туристским снаряжением в различных условиях совершения туристского путешествия.
• овладение методами исследовательской деятельности на базе подготовки и совершения походов и экспедиций.
• Овладение умением применения навыков организации спортивных походов и туристско-краеведческих экспедиций в различных условиях проведения путешествий и условий материального обеспечения.
• содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Развивающие:
• создание условий для развития коммуникативных контактов обучающихся на межличностном, межкультурном уровнях.
Воспитательные:
• идеологическое воспитание;
• профилактика детской безнадзорности и правонарушений;
• профилактика асоциального поведения детей и молодежи.
содействие в гражданском самоопределении учащихся.
В процессе реализации программы идёт развитие коммуникативных навыков обучающихся, расширение активного словаря, развитие двигательных качеств (что особенно важно для обучающихся младшего школьного возраста), организуется мотивированное межпредметное взаимодействие. Программа актуализирует и развивает знания, умения и навыки обучающихся, полученные обучающимися в ходе изучения образовательных программ учебных предметов русский язык, математика, география, история, биология, физическая культура,физика, химия, трудовое обучение, ОБЖ. В ходе реализации программы актуализируются предметные и метапредметные знания, умения и навыки, приобретаемые в школе.